В Калининградской области пожарно-спасательная часть по охране города Черняховска 26 сентября отметила 70-летний юбилей.
Любопытно, что самому зданию, в котором расположена ПСЧ №11, исполняется в этом году 120 лет. В бывшем немецком городе Инстербурге (нынешнем Черняховске) оно выполняло ту же функцию, что и сейчас – служило пожарным депо.
Борьба с огнем, по данным ПСЧ №11, имеет в этом городе давнюю историю. В 1715 году местный бургомистр Еханис Тирбах при участии депутатов городского совета, членов суда и почетных горожан утвердили 19 пунктов Указа об обеспечении пожарной безопасности. Согласно Указу десять граждан Интербурга заступали по очереди на дежурство и должны были в течение десяти суток являться на Шпритценштрассе (Пожарнонасосную улицу, которая в современном Черняховске носит название Водопроводной) в случае тревоги и принимать участие в тушении огня. Там их с этой целью ждали десять лошадей с бочками воды и насосами. Каждый месяц добровольные пожарные инспектировали дома на предмет выполнения требований пожарной безопасности, которые предписывали содержать при каждом доме запас воды весом в одну тонну, и следить, чтобы из печных труб не вылетали искры и пламя, прокомментировали в Калининграде собкору Мой Калининград в ГУ МЧС России по Калининградской области.
1 октября 1900 года в городе была организована первая профессиональная пожарная команда. Именно она разместилась на Кляйнбанштрассе (ныне улица Железнодорожная), где сейчас располагается ПСЧ № 11. В двадцатых годах прошлого века у пожарной команды Инстербурга появился первый автомобиль. Немецкие огнеборцы приволокли его… со свалки. Это был бывший военный пожарный автомобиль с прохудившейся бочкой. После ремонта он еще долгое время служил гражданским пожарным.
История непосредственно ПСЧ № 11 начинается с 26 сентября 1946 года, когда был подписан приказ об образовании городской пожарной команды. В ее штат входили начальник команды, двое его помощников, старшина и пара бойцов, в том числе, местный немец Карл Хопфенгайт. Пожарным приходилось непросто в условиях послевоенной разрухи, в сутки случалось до 20 пожаров, горели времянки, самодельные печки, замыкало неисправную электропроводку. До места, где произошло возгорание, не всегда было просто добраться – все дороги были разбиты. В 1949 году сложилось так, что целых три караула пожарной части составляли женщины. В следующем году дамам не повезло, потому что вышел приказ об увольнении представительниц прекрасной половины из рядов личного состава пожарных команд и замене их мужчинами. В 1950 году в часть поступил первый специальный автомобиль ЗИС-5, до этого техника собиралась пожарными по крупицам: находили останки автомобилей, реконструировали, приспосабливали бочки. Ветераны вспоминают: когда трофейный «Шевроле» уже не поддавался ремонту, иногда на пожар приходилось идти пешком. Сейчас в автопарке ПСЧ по охране Черняховска 9 спецавтомобилей.
Из воспоминаний Александра Митрофановича Власова, начальника ПСЧ № 11 в 2002-2006 годах: «Я пришел в пожарную охрану в восьмидесятые, когда мне самому было около тридцати лет. Работал инспектором госпожнадзора, дознавателем. В те времена пожарные были гражданские, и начальник части – тоже. Инспекция относилась к МВД, нам выдавали табельное оружие. Инспекторы заступали на дежурство. И самогон ездили изымать вместе с милицией, и доярок поднимать после 9 мая, потому что полпоселка гуляли. А параллельно проводили расследование причин пожаров. В начале восьмидесятых в пожарной части работало много цыган. Их привлекал, главным образом, график работы – сутки через трое. Зарплаты тогда были маленькими, а закон требовал, чтобы все граждане были трудоустроены. Поэтому проблема кадров стояла остро.
Порядка стало больше, когда было создан Отдел пожарной охраны в структуре МВД. Это сильно подняло статус пожарной охраны. Все было заточено на подготовку личного состава. Пожарные и диспетчеры обязательно проходили стажировку в Калининграде, в Отделе пожарной охраны. Постоянно проводились соревнования по пожарно-спасательному спорту. А у инспекции госпожнадзора, наконец, появилась возможность все силы и время использовать для предупреждения пожаров и помощи коллегам-пожарным. Части оснащались техникой, менялся кадровый состав, да и само отношение к службе в пожарной охране. Пожарные стали профессионалами своего дела, практиками. Умели тушить. Ведь раньше в нашем районе происходило свыше ста пожаров в год, особенно в сельской местности. Несмотря на то, что государство уделяло очень большое внимание профилактике и пропаганде пожарной безопасности, уровень населения в целом в области пожарной безопасности оставался не очень высоким. Горели фермы, зернотоки, сеновалы…
Девяностые были непростым временем. Не обошлось без перебоев с техникой, нас тогда очень выручили немецкие коллеги. Пожарные из Тюттендорфа пригнали нам три автомобиля в очень хорошем состоянии. А местная администрация вместе с предпринимателями в 2004 или 2005 году скинулись на десятитонную автоцистерну «Скания», за что им большое спасибо. Хорошо, что для местных бизнесменов пожарная безопасность – не пустой звук, они понимают, что с ней связано их благосостояние. Этот автомобиль до сих пор в строю и очень нас выручает.
В принципе, старинное здание вполне было приспособлено под нужды современной пожарной охраны, в бывших конюшнях свободно размещались служебные автомобили, им не мешали кормушки для лошадей, которые там оставались.
И конечно, в пожарной части Черняховска помнят ветеранов и берут с них пример. Долгие годы в ПСЧ № 11 проработали Иван Александрович Грабарь, Сергей Петрович Колобакин, Александр Акимович Баюшин, Александра Петровна Владимирова, Нина Николаевна Ноздрачева, Анатолий Семенович Кузьмин. В этом году не стало Виктора Петровича Шмонина, который более тридцати лет отдал работе в пожарной охране. Виктор Петрович пришел в часть рядовым пожарным, дослужился до начальника караула, долгое время был инженером группы пожарной профилактики, уже будучи в преклонном возрасте занимал пост сначала заместителя, а потом и начальника части. Подчиненным Шмонин запомнился, как требовательный, обязательный до педантизма, предусмотрительный, и в то же время, очень заботливый начальник. До сих пор в части трудится опытнейший водитель Владимир Семенович Мирошниченко, которому уже за шестьдесят, ветераны Виктор Федорович Полевой и Раиса Александровна Стародубова работают диспетчерами.