Sukhoi SuperJet-100: сборка от А до Я

Министерство транспорта России объявило о том, что выделит порядка 8 миллиардов рублей для закупки тренажёров Sukhoi SuperJet-100 – с тем, чтобы готовить в лётных вузах пилотов именно для этого типа лайнеров. Именно «Суперджет» должен стать основой для развития региональной авиации – половина всех маршрутов, минуя Москву, должна осуществляться самолётами именно этого типа.

1557904915_0_0_3072_2048_1440x900_80_1_1_f21e7272b801592dd76be2e7bce11d5b.jpg_result

«Предлагается готовить коммерческих пилотов в учебных заведениях на выпускной тип регионального самолета RRJ-95 (Sukhoi Superjet 100)», — заявила директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Светлана Петрова, чьи слова приводит РИА Новости.

SSJ 100 – самолет нового поколения, разработанный и производимый компанией АО «Гражданские самолеты Сухого». Это первый лайнер, созданных при помощи цифровых технологий. Для его производства на заводе в Комсомольске-на-Амуре провели масштабное техническое перевооружение, включая подготовку персонала. Ведь на заводе каждый день на смену выходит почти тысяча человек.

Уникальность производства ещё и в том, что ГСС впервые применил в отечественном авиастроении бесстапельную сборку с автоматической стыковкой агрегатов планера и автоматической же клёпкой. От самого первого винтика и до заключительных тестовых полётов проходит 84 дня: самолёт проводит на каждом участке по семь дней. То есть сейчас КнАФ выпускает по одной машине каждую неделю. Ежегодно – более 40 лайнеров.

Все начинается с цеха сборки фюзеляжа, который состоит из четырех производственных участков: сначала собираются элементы каркаса и фюзеляжа, затем они стыкуются, далее — крепятся остальные детали каркаса лайнера, в том числе пол багажно-грузового отсека и обтекатели. На следующем этапе проводится установка слоев теплоизоляции, монтаж пассажирских, сервисных дверей и дверей багажных отделений. Следующий важнейший этап – нанесение антикоррозийного покрытия, обеспечивающего защиту от погодных условий. Одновременно монтируются стёкла и все двери. Рабочие укладывают тысячи метров кабелей и тепло- и звукоизоляцию.

Важнейшими этапами являются сборка и стыковка киля, стабилизаторов и крыльев, а также силовых установок. Следом выполняется монтаж гидравлической и топливной систем самолета. Далее самолет ждут в цехе окончательной сборки, где он проходит семь этапов. Вначале происходит стыковка вертикальных и горизонтальных частей фюзеляжа. На этом же этапе делается «прозвонка» электросоединителей кабельной сети самолета.

На каждом участке детали и узлы проходят три уровня контроля. Сначала работу принимает мастер участка, который фиксирует в технологическом паспорте факт ее выполнения в соответствии с конструкторской документацией, далее идет приёмка отделом технического контроля и, наконец, проверку осуществляет инспекция, в состав которой входят представители авиационных властей.

Самолёт фактически готов. Остались два важнейших этапа: заправка системы и запуск силовых установок, а на стендовых испытаниях проверяют функционирование радионавигационных систем, проводят скоростные пробежки и, наконец, приступают к летным испытаниям.

Как сообщил директор предприятия Андрей Сойнов, темп выпуска самолетов зависит от объема заказов. «Если портфель заказов больше, то мы ускоряем время сборки. Первые серийные самолёты мы выпускали с тактом раз в два месяца, сейчас это время намного уменьшилось. Если портфель заказов больше, то мы ускоряем время сборки. Первые серийные самолёты мы выпускали с тактом раз в два месяца, сейчас это время намного уменьшилось», — сказал он.

Сегодня крупнейшим эксплуатантом SSJ100 является Аэрофлот. Компания уже получила воздушные суда SSJ 100 в рамках двух крупных контрактов. 10 сентября 2018 года Аэрофлот подписал соглашение на поставку еще 100 самолетов SSJ100. В настоящее время график поставок этих лайнеров и коммерческие условия контракта находятся в стадии проработки.

Отметим, максимальная крейсерская скорость Sukhoi Superjet 100 – 0,81 Маха, крейсерская высота 12 200 м. Длина полосы для базовой версии самолета составляет 1731 м, для версии с увеличенной дальностью полета – 2052 м. Дальность полета для базовой версии – 3048 км, для версии с увеличенной дальностью – 4578 км. При производстве самолета используются более 600 тысяч заклепок, гаек, болтов, штифтов и других мелких деталей.