Обучение с помощью передовых технологий уже является органической частью современного образования. Помогут ли интернет-курсы стать гениальным мастером своего дела, какова функция человеческого контакта в процессе обучения и как разделить роли между людьми и сверхмощными программами — эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии, прошедшей в Общественной палате России в Москве.
Это первое мероприятие — начало большого проекта, призванного выявить и помочь решить ряд проблем и вопросов инновационного образования в стране, прокомментировала эксперт Елена Маринина. «Мы рады, что наше начинание встретило столь живой отклик и поддержку в научном и экспертном сообществе. Уже на первую встречу нам удалось собрать без преувеличения звездный состав», — сказала она.
«Сегодня мы обсуждали плюсы и минусы онлайн-образования, так как общество заинтересовано в том, чтобы новое поколение получило накопленные человечеством знания, дополнило их новейшими открытиями и это дало невероятный аккумулятивный эффект, который позволит всей цивилизации двигаться дальше», — отметил модератор дискуссии, телеведущий Игорь Полетаев.
Интернет быстро меняет систему образования, уже сейчас алгоритмы вытесняют из процесса обучения фигуру человека-преподавателя, — обратила внимание известный нейролингвист, член-корреспондент РАО, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ Татьяна Черниговская. Например, по онлайн-курсам Стэнфордского университета обучались многие прекрасные специалисты. Но, тем не менее, современная медицина — это искусство, — подчеркнула она и задала аудитории вопрос: «Вы бы хотели, чтобы вас оперировал хирург, который выучил анатомию, физиологию и биохимию онлайн?». По ее мнению, настоящее образование — это живой контакт мастера и ученика. «Никакой гениальный мастер не научит толкового ученика, если этот ученик не будет находиться рядом с ним. Это то, что в алгоритмы не ложится», — подчеркнула Черниговская.
«При этом необходимость онлайн-образования бесспорна, особенно когда многим учащимся к началу какого-то курса нужно обладать определенным багажом знаний. Я за онлайн-образование, но с условием, что всегда должно оставаться живое общение», — заключила она.
Проректор по развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно согласился с важностью сохранения человеческого контакта в условиях тотальной роботизации, но отметил, что вопрос о том, какой хирург лучше проведет операцию — прошедший обучение в лаборатории или онлайн, — является не совсем корректным. «Я бы поставил вопрос так: вы хотите, чтобы сверхсложную операцию вам делал человек с вероятностью благополучного исхода 94 процента или супер-робот, у которого вероятность успешного исхода составляет 99,9 процента?» — сказал он.
По словам проректора РЭУ им. Г.В. Плеханова, онлайн-образование — это очень многогранная категория, которая прочно вошла в нашу жизнь. Кроме доступности, к ее преимуществам Штыхно отнес потенциально высокую степень индивидуализации (вариативности) образования по содержанию, форме изложения материала и прохождения тестирования. Обучающийся может выбрать те скорость и последовательность изучения материала, которые для него являются более подходящими, повторять или пропускать некоторые фрагменты, в режиме тренажера проходить тестирование или тестироваться повторно. Зачастую один и тот же курс можно изучить в разных вузах, по разным методикам и у разных преподавателей.
«Онлайн-курсы просто необходимы в качестве дополнительного образования в рамках традиционных занятий, — обратил внимание проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова. — Вместо 20, 50 или 100 основных вопросов, выносимых на семинары, через онлайн-ресурсы можно предоставить доступ к разбору 200, 500, 1000 вопросов, как основных, так и менее важных, но без которых дальнейшее обучение может быть затруднено». Если на лекции или на занятии преподаватель может дать лишь часть иллюстративного материала из-за ограничений по времени, то при онлайн-формате возможно использование существенно большего количества материалов, которые иллюстрируют, раскрывают структуру, описывают динамику событий, явлений, объектов. «Это преимущество также потенциально оказывает влияние на качество образования», — подчеркнул проректор.
Не стоит опасаться того, что замена традиционных лекций на онлайн-лекции для какого-то вуза станет преградой для развития, уверен Штыхно. Уже сейчас лекционная составляющая в учебных планах существенно ниже, чем практическая, и потому при замене традиционных лекций на практику в контактные часы (при одновременном изучении онлайн-лекций во внеаудиторное время) нагрузка на преподавателей не сократится, а, возможно, даже возрастет. По его словам, это будет стимулировать вузы разрабатывать больше кейсов и способствовать тому, что образование потенциально станет более ориентированным на практику, о необходимости чего сейчас говорят практически все: от самих студентов до работодателей.
По мнению секретаря Общественной палаты России Валерия Фадеева, онлайн-образование позволяет в сжатые сроки научиться большому количеству простых вещей и навыков, освободив время для глубокого освоения более сложных знаний. «Возможно, что операционисту вполне хватит онлайн-образования, а вот финансисту — уже нет», — отметил он. Необходимо также учитывать и такой вызов, как гигантский объем данных во Всемирной сети, ведь без опыта и серьезного уровня образования невозможно воспользоваться этой информацией максимально эффективно. «Если у вас нет в голове модельного представления, что вы хотите показать, то и польза от объема доступной информации становится сомнительной. Ведь идеи живут только в сложных социальных системах», — подчеркнул Фадеев.
“РЭУ Аналитика” специально для Мой Калининград.