Вероника Скворцова: «Мы в два раза уменьшили потребление алкоголя на душу населения»

У министра здравоохранения России Вероники Скворцовой амбициозные планы: к 2030 году средняя продолжительность жизни в стране должна возрасти до 80 лет, а среднее потребление алкоголя на душу населения должно сократиться до шести литров в год. Минздрав планомерно двигается к тому, чтобы россияне жили дольше, были менее зависимы от вредных привычек, а медицинская помощь оказывалась эффективно и вовремя.

Вероника Скворцова

За 8 месяцев текущего года зарегистрировано увеличение продолжительности жизни до 73,6 года. Несомненно, значительную роль в этом сыграла антиалкогольная и антитабачная кампании, которые ведёт ведомство Скворцовой. По расчетам Минздрава России, потребление алкоголя в стране снизилось с 15,7 литра на человека в 2008 году до 9,3 литра в 2018 году. Снижение на 43% отмечают и в международных организациях. ВОЗ называла чудовищные цифры: в 1994 году шансы среднестатистического 20-летнего россиянина дожить до 60-ти составляли 50%. Теперь же организация называет российскую стратегию борьбы с алкоголизмом образцовой для европейского региона, сообщает Газета.ру.

«Мы в два раза уменьшили потребление алкоголя на душу населения. На треть снизили курение табака у взрослых и в 2,5 раза у детей и подростков», — рассказала Вероника Скворцова на сессии Восточного экономического форума в сентябре этого года. По её словам, здоровый образ жизни вносит не менее 60% в сохранение жизни человека. И именно потому министерство продолжит антиалкогольную кампанию, несмотря на широкое алкогольное и табачное лобби, предлагающее правительству дополнительные бюджетные доходы при различных послаблениях. Но на другой чаше весов — потерянные годы жизни из-за нетрудоспособности, заболевания, ассоциированные с алкоголем и курением, сокращение продолжительности жизни и рост преждевременной смертности россиян.

Отступать Минздраву попросту нельзя: по-прежнему остаётся высокой смертность среди трудоспособных мужчин. В Европе — вдвое ниже эти показатели. И ведь у нас больше половины такого рода смертей связаны именно с алкоголем. А ведь ещё есть и преступность… Сколько судеб искалечил зелёный змий — не сосчитать. Тем не менее, и здесь имеются подвижки: в 2015 году было зафиксировано более 401 тысячи преступлений, так или иначе связанных с употреблением алкоголя, а в 2018 году их число сократилось до 350 тысячи. Да, это всё ещё много. Но если ничего не делать, то и делаться ничего не будет. Сама собой проблема не решится.

Изменение ценовой политики по оценкам экспертов больше всего влияет на доступность алкоголя для граждан. Этот инструмент доказал эффективность. И те меры по ограничению времени продажи алкоголя также дали положительные результаты. Но поиск новых методов борьбы с алкоголизацией продолжается.

Вероника Скворцова выступила за повышение возраста продажи крепкого алкоголя до 21 года. Соответствующий законопроект не только разработан, но и уже прошёл публичное обсуждение. Как оказалось, россияне единодушны: 78% респондентов поддерживает предложение повысить возраст продажи крепкого алкоголя. И это не удивительно, поскольку в ходе того же опроса ВЦИОМ, более 40% опрошенных так или иначе сталкивались с болезнями и смертями, вызванными алкоголем, а ещё столько же — знают людей, которые теряли работу и жильё из-за пьянства.

Почему 21 год? Неврологи однозначно говорят о том, что именно к этому возрасту у человека заканчивают формироваться все структуры головного мозга. А если начинать пить раньше, то крепкий алкоголь без сомнения окажет влияние на здоровье человека. Да и зарубежный опыт об этом же говори. По пути увеличения возраста пошли скандинавские страны (Финляндия, Норвегия, Швеция), Казахстан, Япония, Индонезия и ряд других государств. Данные по США и вовсе говорят о том, что повышение возраста снижает уровень пьянства и смертности среди молодежи, а обратная мера приводит к росту случаев пьяного вождениям и ДТП.

Простые на первый взгляд методы борьба с алкоголизацией и табаком — от запрета продавать спиртное ночью до «обезличивания» полок с табачной продукцией — подтолкнули россиян к формированию более здоровых привычек. И именно по этому пути и следует идти далее.