В Калининграде в ходе заседания комитета по экологии и природопользованию Калининградской торгово-промышленной палаты (КТПП) решено выйти с двумя инициативами, которые упростят жизнь и природопользователям, и переработчикам отходов.
В частности, по итогам обсуждения предлагается региональный кадастр отходов вести с помощью программного обеспечения, который используется для ведения федерального кадастра.
Об этом в Калининграде 14 июня сообщила КТПП, как там водится, не указав даты события.
«Федеральный кадастр и региональный – по сути один массив информации, — поддержал президент Калининградской ТПП Феликс Лапин. — Мы говорим о едином программном обеспечении, с более дружественным интерфейсом. Калининградская ТПП с этой инициативой может выйти на федеральный уровень через экологический совет ТПП РФ. У нас имеется возможность двигаться и по линии АСИ, и как институт бизнеса, как торгово-промышленная палата».
По данным профильного министерства, количество предпринимателей, подающих отчеты в региональный кадастр отходов, постепенно увеличивается. По итогам 2019 года подано 1208 отчетов, 2020-го – 1510.
Феликс Лапин отметил, что Калининградская ТПП готова подключаться к кампании для увеличении количества предпринимателей, зарегистрированных в кадастре (проводить круглые столы, обучение), но для этого понадобится желание и помощь министерства экологии и природных ресурсов, как держателя информации.
Второе, не менее важное обращение, будет касаться регламента проведения государственной экологической экспертизы.
Председатель комитета Марк Балановский, сам эксперт государственной экологической экспертизы федерального уровня, рассказал о коллизии, которая может существенно замедлить внедрение новых технологий и, внимание (!), даже помешать использованию старых:
— Мы выяснили, что новой техника и технология является та, что не прошла государственную экологическую экспертизу. Это официальная позиция надзорного органа и Минэкологии. С чем мы согласиться не можем, потому что использование ряда технологий старых, простых, но заключенных в новом оборудовании не является новым. Основная проблема связана с тем, что порядок прохождения государственной экологической экспертизы не логичен и очень неконкретен. Ты должен дать документы, по которым можно сделать вывод – может эта техника и технология нанести вред окружающей среде или нет и насколько он допустим.
Так как нет четких критериев, очень много субъективного восприятия. ГЭ – это процесс с негарантированным результатом. Даже если ты дал документы, которые считаешь достаточными, не факт, что пройдёшь и сможешь технология внедрять дальше. Что такое реально новая техника и технология? Человек создал что-то. Это его интеллектуальная собственность, тайна, он вкладывал деньги, чтобы потом зарабатывать.
Что говорит закон о ГЭ и ее порядок? Перед тем как подать документы ты должен провести общественные слушания, на которых рассказать и показать суть этой технологии. У нас идет ускоренное импортозамещение, создание новых отечественных технологий. По букве закона, всё должно проходить экспертизу — холодильник, кофеварка, отечественный мобильный телефон…
Лапин предложил направить инициативу по реформированию процедуры государственной экологической экспертизы:
— У нас есть активно функционирующий совет ТПП по инновациям. Мы направим в совет вашу инициативу. Сегодня большие средства бюджета вкладывается в развитие новых техники и технологий, как бы это все не уперлось в то, что эта техника и технологии нелегитимно используются.