В Калининградской области прокуратура обобщила состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления за 2016 год.
Прокуроры городов и районов неоднократно выявляли нарушения закона при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по изданию нормативных актов. Всего за год прокурорами городов и районов выявлено 694 нарушения законов в указанной сфере, для устранения которых внесено 116 представлений, по результатам рассмотрения которых 107 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, принесено 19 протестов, по постановлениям прокуроров 52 лица привлечены к административной ответственности, в суды предъявлено 76 исковых заявлений, объявлено 7 предостережений, прокомментировали в Калининграде сегодня, 11 января 2017 года, собкору Мой Калининград в прокуратуре Калининградской области.
Так, например, проведенной прокурором Нестеровского района проверкой установлено, что вопреки требованиям Жилищного кодекса РФ, Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Совет депутатов муниципального образования «Нестеровское городское поселение» утвердил нормативы накопления твердых коммунальных отходов для предпринимателей, юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений, что действующим законодательством отнесено к компетенции только органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим прокурор района направил в суд административное исковое заявление о признании указанного решения совета депутатов незаконным, прокомментировали в Калининграде сегодня, 11 января 2017 года, собкору Мой Калининград в прокуратуре Калининградской области.
Аналогичные нарушения выявлены прокурорами города Черняховска, а также Багратионовского и Озерского районов, по протестам которых незаконные нормативные акты были отменены.
По протесту прокурора Краснознаменского района отменено и постановление администрации муниципального образования «Краснознаменский городской округ», которым была установлена более высокая стоимость оказания услуги по вывозу отходов на территории муниципального образования, в том числе и на те правоотношения, которые возникли до введения указанного постановления в действие.
На территории Калининградской области в настоящее время на основании лицензий, выданных Управлением Росприроднадзора по Калининградской области, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляет 151 хозяйствующий субъект. В государственный реестр объектов размещения отходов включены 8 объектов, из которых 1 хвостохранилище, 5 объектов хранения и 2 объекта захоронения твердых бытовых отходов.
Калининградской межрайонной прокуратурой проверено соблюдение Управлением Росприроднадзора по Калининградской области, а также хозяйствующими субъектами требований законодательства о лицензировании в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Установлено, что должностными лицами Управления Росприроднадзора при реализации установленной Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственной услуги по выдаче лицензий на право деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию и размещению отходов 1 — 4 класса опасности допускаются факты необоснованного принятия решений о выдаче лицензий хозяйствующим субъектам в указанной сфере.
Так, федеральными законами «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Для получения лицензии на указанный вид деятельности заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие у заявителя, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).
Однако, как установила природоохранная прокуратура, Управлением принимались решения о выдаче лицензиатам испрашиваемых лицензий при предоставлении различными хозяйствующими субъектами идентичных документов, подтверждающих права аренды в отношении одних и тех же зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ.
Такие нарушения допущены были при принятии решений по заявлениям МУП «Радуга» и ООО «Чистый город Гвардейск», указавших один и тот же адрес — пос.Ельняки, полигон ТБО, а также по заявлениям ООО «АКБ 39» и ООО «БТПД «Ресурсы Севера», представившим сведения об одном и том же адресе места осуществления лицензируемого вида деятельности —Калининград, ул.Ялтинская, д. 66.
В связи с этим Калининградский межрайоный природоохранный прокурор руководителю Управления Росприроднадзора по Калининградской области внес соответствующее представление.
Многочисленные нарушения закона выявлялись прокурорами и в деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по обращению с отходами.
Так Неманский городской прокурор установил факт неправомерного взимания ООО «Жилкомсервис» платы за вывоз и размещение твердых бытовых отходов: организация необоснованно производила начисление платы за вывоз и размещение ТБО в отсутствие заключенного в письменной форме договора.
По представлению городского прокурора нарушения законодательства о защите прав потребителей устранены.
Органами прокуратуры области дана оценка всем случаям наличия кредиторской задолженности организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами.
Проверками установлено, что основной причиной наличия указанной задолженности является несвоевременная оплата физическими лицами оказанных коммунальных услуг. При этом во всех случаях прокурорами дается оценка полноте принимаемых организациями мер по ликвидации образовавшейся задолженности.
Прокурорами выявлены и многочисленные факты нарушения требований (в том числе лицензионных), предъявляемых к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов, а также нормированию, государственному учету и отчетности в области обращения с отходами.
В частности, прокурором Славского района внесены представления главе администрации МО «Славский ГО», а также директору МУП «Коммунальник» предоставляющему услуги по размещению отходов при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов.
Проверкой, проведенной Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлен факт размещения ООО «Роскемпинг» отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном вблизи пос. Долгоруково Багратионовского района, не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов.
В связи с этим по требованию прокурора ООО «Роскемпинг» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и оштрафовано на 120 тыс. руб.
Также, в Багратионовский городской суд природоохранный прокурор направил исковое заявление о запрещении ООО «Роскемпинг» осуществлять деятельность по размещению отходов производства и потребления на указанном полигоне до момента включения данного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов. Решением суда области требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, решением Гурьевского городского суда по исковому заявлению Калининградского межрайонного природоохранного прокурора признаны незаконными действия ООО «Чистый город» по транспортировке и размещению отходов производства и потребления на свалку твердых бытовых отходов в пос. Долгоруково Багратионовского района – суд запретил данной организации осуществлять указанную деятельность до момента включения указанной свалки в государственный реестр объектов размещения отходов.
Природоохранный прокурор также установил, что объекты размещения отходов, расположенные вблизи пос. Круглово Зеленоградского района и вблизи пос.Ельняки Гвардейского района, в нарушение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов, но фактически указанную деятельность осуществляют.
В связи с этим Калининградским межрайонным природоохранным прокурором руководителям Государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» и МУП МО «Гвардейский городской округ» «Радуга» внесены представления, которые удовлетворены, а должностные лица, допустившие нарушения закона, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Многочисленные нарушения закона выявлены и в связи с эксплуатацией ранее действовавших полигонов отходов.
Так прокуратурой Гурьевского района в ходе проверки, проведенной совместно с Управлением Росприроднадзора по Калининградской области и Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области, установлен факт завоза и размещения отходов на полигоне ТБО в п. Ильичево Гурьевского городского округа, который признан недействующим и не внесен в государственный реестр размещения отходов. По результатам проверки прокурор района главе администрации Гурьевского городского округа, а также директору МУП ЖКХ «Дело» (предприятие, проводящие мероприятия по недопущению возгорания на территории бывшего полигона) внес соответствующие представления, по результатам рассмотрения которых 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, а также приняты меры к фактическому закрытию полигона.
Кроме того, директор МУП ЖКХ «Дело» по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. руб., который уплачен.
Прокуратурой Правдинского района установлено, что МУП «Домновское ЖЭУ» фактически осуществляется деятельность по приему и размещению ТКО на городской свалке в п. Тёмкино г.Правдинска без необходимой лицензии.
В связи с выявленными нарушениями прокурор Правдинского района в отношении должностного лица – директора МУП «Домновское ЖЭУ» возбудил дело об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ — осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Материалы дела направлены на рассмотрение мировому судье.
Кроме того, при осмотре территории городской свалки «Темкино» в г. Правдинске выявлен и ряд грубых нарушений требований экологических и санитарно-эпидемиологических правил и норм.
В связи с этим в отношении директора МУП «Домновское ЖЭУ» прокурор района возбудил и дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ. Материалы дела направлены на рассмотрение в территориальный отдел Роспотребнадзора.
А из-за фактического отсутствия надлежащего контроля за деятельностью муниципального предприятия со стороны должностных лиц администрации МО «Правдинский городской округ» прокурор района потребовал привлечь к дисциплинарной ответственности и чиновника администрации.
Прокуратура Полесского района проверила исполнение законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды и установила, что ООО «МП Полесское» в аренду передан земельный участок, расположенный в г.Полесске ул. Калининградская с разрешенным использованием — свалка.
ООО «МП Полесское» ведется деятельность по размещению отходов на свалке отходов, не включенной в государственный реестр объектов размещения отходов и не соответствующей требованиям действующего законодательства. При этом земельный участок, эксплуатируемый ООО «МП Полесское», расположен в пределах города и относится к землям населенного пункта, в связи с чем этот участок не может быть использован под объект размещения отходов. Кроме того, у самого общества отсутствует лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В связи с этим прокурор района в Полесский районный суд подал исковое заявление о запрете ООО «Межмуниципальное предприятие Полесское» осуществлять деятельность по размещению отходов производства и потребления на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по ул.Калининградской в г.Полесске до момента включения данного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.
Прокурорские проверки практически повсеместно выявляют нарушения закона и при внесении хозяйствующими субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Так по заявлениям прокурора города Балтийска суд обязал 9 предприятий и организаций встать на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, произвести соответствующий расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Прокурор Московского района г.Калининграда 6 раз обращался в суд с заявлениями о возложении обязанности на хозяйствующие субъекты внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в доход Российской Федерации на общую сумму 200 тысяч рублей.