В Калининграде публичные мероприятия с существенными нарушениями в сфере их организации и проведения влекут сложности в сфере обеспечения общественного порядка, в связи с чем, законодательством предусмотрена административная ответственность за организацию, проведение и участие в таких мероприятиях.
К участвующим в несанкционированных публичных акциях применяются положения статей 20.2 и 20.2.2. КоАП РФ, которые предусматривает административное наказание как за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, а также участие граждан в указанных действиях.
Наказания по обеим статьям для участников незаконных мероприятий аналогичны и составляют от 10 до 20 тысяч рублей штрафа или обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Если нарушение совершено повторно, то предусмотрена ответственность в виде штрафа от 150 до 300 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 200 часов, либо административный арест на срок до 30 суток.
Административная ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях наступает с 16 лет.
Родители и законные представители несовершеннолетних, совершивших вышеуказанные правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП, за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей.
Кроме того, в соответствии с п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Проведение несколькими лицами одиночных пикетов, если это изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти, в связи с чем, может повлечь ответственность для организаторов и участников такого мероприятия по соответствующим частям ст. 20.2 КоАП РФ.