В Калининграде в БФУ имени И. Канта состоялся круглый стол-семинар «Противодействие идеологии террористических и экстремистских организаций, использующих догматы религий мира».
Известно лишь, что экспертами выступили представители ислама и православия: Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, член Общественной палаты РФ, и отец Александр Пермяков, руководитель миссионерского отдела Калининградской епархии РПЦ. Слушателями стали 40 студентов и сотрудников университета.
Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, член Общественной палаты РФ прокомментировал ситуацию:
– Осознание того, что мы живем в крайне непростое время – век информационных технологий, когда средства коммуникации превратились в орган, который определяет твоё настроение. И мы видим, как живое, реальное общение вытесняется виртуальным общением. И для нашей темы почему это актуально?
Говоря о теме экстремизма, терроризма и общей радикализации, мы видим, что её истоки кроются в незнании предмета и в отсутствии живого погружения в тему. Люди выхватывают отдельные фрагменты священных текстов, трактуют их по-своему. А есть профессионалы – вербовщики, которые находят неокрепшие души, людей, которые обижены на жизнь, в некоторой степени относятся к категории неудачников, у которых много нерешённых социальных проблем. И находят пути, повернуть их энергетику, отчаяние не на созидание, а на разрушение.
Здесь очень важно, когда есть даже фрагментарная встреча религиозного деятеля и обыкновенного студента. Она может оказаться жизненно важной, когда человек, которому будет кто-то на другом конце через интернет-ресурс говорить, что надо пойти и отдать свою жизнь за такие-то идеалы. В этот момент он может вспомнить, что вот на нашей встрече был имам, который объяснял, как это в принципе работает и какие механизмы задействованы.
Во-вторых, важный момент, который я сказал, что мы должны осознавать, в каком государстве мы живем, как очень стремительно меняется палитра, как очень много становится не только мигрантов, а вообще людей, которые исповедуют ислам. Если в отличие от православных, которые, может быть, не столь воцерковлены и не столь религиозны, мы видим, что мусульмане, приезжающие из средней Азии и Кавказа, они пытаются придерживаться законов культа мусульманской религии. Здесь накладывается межконфессиональная проблематика и с точки зрения светского государства, и религиозного сознания человека.
Здесь важно давать ответы на эти непростые вопросы студенческой аудитории, когда происходит формирование будущего учёного, будущего специалиста, человека, который пойдёт скоро в большую жизнь, будет занимать ответственный пост и формировать повестку дня. В этом плане усилие университета дают возможность преодолеть стереотипы непонимания внешнего мира, и непонимание того, что происходит в обществе.
– Я говорил о том, что является альтернативой лжеверия, альтернативой идеологии экстремистской организации. Есть хорошая поговорка: критикуешь – предлагай, предлагаешь-исполняй. Мало критиковать. Есть и другая хорошая поговорка: «Свято место пусто не бывает», можно заполнить эту пустоту чем-то. И лучше будет, если мы заполним пустоту верой. Но верой светлой, доброй, тихой. Верой, которая облагораживает. Если бы мы эту веру имели, нам не страшны бы были ни секты, ни экстремистские организации.
Александр Пермяков, руководитель миссионерского отдела Калининградской епархии РПЦ:
– Я говорил о том, что является альтернативой лжеверия, альтернативой идеологии экстремистской организации. Есть хорошая поговорка: критикуешь – предлагай, предлагаешь-исполняй. Мало критиковать. Есть и другая хорошая поговорка: «Свято место пусто не бывает», можно заполнить эту пустоту чем-то. И лучше будет, если мы заполним пустоту верой. Но верой светлой, доброй, тихой. Верой, которая облагораживает. Если бы мы эту веру имели, нам не страшны бы были ни секты, ни экстремистские организации.