На дискриминацию экспортеров лома заместителю российского премьер-министра Дмитрию Козаку пожаловались 29 крупных предприятий.
Как отмечают авторы письма, документ действует со 2 сентября, а вред для экспортеров лома, да и государства, зашкалил уже сегодня.
Как заявлено, в текущем году объем экспорта лома, по самой скромной оценке, уменьшится на 25% по сравнению с годом предыдущим.
К тому же «снижается и внутренняя заготовка лома» по причине «негативного влияния избыточного регулирующего давления, расширительного и некорректного толкования законодательства органами власти».
Подписанты всерьез говорят о катастрофических последствиях постановления правительства для отрасли. Казалось бы частный момент, но в стране образовались залежи 15 тысяч тонн лома коррозийностойкой стали, не находящего сбыта на внутреннем рынке. Экспорт стал невозможен из-за отсутствия квот.
Достаточно сказать, что в 2019 году игроки рынка металлолома не освоят 290 тысяч тонн квот из выделенных двух миллионов тонн. Что из сего следует? Недобор четырех миллиардов рублей валютной выручки. Потери бюджета составят не менее 224 миллионов рублей.
Что же не устраивает участников рынка металлолома в правительственном постановлении? К примеру, по действующим правилам экспортные партии лома металлов для перемещения судами формируются в объемах от трех до тридцати тысяч тонн. Постановление же установило дробное распределение квот (малые партии) — по 100, 200, 300 тонн для одного субъекта внешнеэкономической деятельности. Новшество препятствует экспортерам формировать судовую партию металлолома и, как следствие, по этой причине они не могут пользоваться законным правом на квоту.
Авторы жалобы сообщили, что 63 из 321 компании (20 процентов) от имеющих квоты, по всяким причинам отошли от этой деятельности или вовсе ликвидированы. В результате лишь 72 участника внешнеэкономической деятельности в сфере оборота металлолома имеют доступ к справедливому распределению квот.
Дмитрию Козаку сообщили, что свыше 30 организаций, осуществляющих ВЭД с нынешнего год, «не попали в приказ и не получили квоты». Кроме этого, 12 экспортеров из Крыма и Камчатки согласно постановлению оказались отстраненными от экспорта. Это произошло после того, как они заключили соответствующие контракты, вложили деньги в инфраструктуру и остались ни с чем.
Более того, вице-премьер Козак предупрежден о возможной экологической катастрофе на Камчатке. При запрете экспорта, там нет внутренней переработки металлолома. Тамошние порты загружены ломом, объем которого намного больше квоты. Как последствие, экспортеры не приобретают лом, перестали утилизировать корабли. У бизнесменов нет денег для очистки Авачинской бухты.
Подписавшие под обращением к Дмитрию Козаку перечислили и другие узко-специфические для отрасли ошибки и упущения постановления федерального правительства, подлежащего незамедлительной доработке.