В Сочи подвели итоги большого всероссийской командной инженерной олимпиады школьников «Олимпиада Национальной технологической инициативы», прошедшей на базе образовательного центра «Сириус».
Финалисты соревновались по 12 профилям, среди которых направления, связанные с беспилотным транспортом, интеллектуальной энергетикой, малой космонавтикой, нейро- и биотехнологиями и другими передовыми научными областями. Профили Олимпиады соответствуют отраслевым приоритетам НТИ — программы глобального технологического лидерства России к 2035 году.
«Образовательная траектория участников олимпиады не заканчивается институтами, нам нужно ориентировать детей на будущее место работы. Очень симптоматично, что практически все треки, которые мы видим, проводятся в партнерстве с российскими компаниями, которые на следующем этапе биографии олимпиадников будут рады их принять. Нужно сделать так, чтобы число этих компаний росло с масштабом самой олимпиады», — рассказал статс-секретарь, заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев.
В свою очередь заместитель руководителя рабочей группы НТИ «Кружковое движение» и секретарь оргкомитета олимпиады Алексей Федосеев отметил, что финалисты получили возможность работать с реальным инженерным оборудованием, применяя на практике продемонстрированные на отборочных этапах знания: «В олимпиаде следующего года ожидается несколько новых профилей, среди которых информационная безопасность, 3d-моделирование, работа с блокчейнами и новые финансовые технологии, подводная робототехника и другие», — сказал он.
Список победителей и призеров
Автономные транспортные системы
Участники работали над созданием комплексной транспортной сети: корабль, машина, коптер, которые ориентируются при помощи спутника и доставляют груз.
Для каждого транспортного средства необходимо решить две задачи: глобальную (сориентировать ТС при помощи данных со спутника и довезти груз в конкретный порт, который стыкуется со следующим ТС, ожидающим груз — за исключением последнего этапа, коптеры не используют спутник для ориентации) и локальную (в рамках движения каждого ТС избегать столкновений с препятствиями, реагировать на дорожную ситуацию, светофоры и т.д.).
Команда-победитель: Вжух и в продакшн
Участники команды:
- Валерий Белавенцев, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
- Лев Литвинов, 11 класс, пос. Горняк, Гимназия № 3
- Валерий Васильев, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
- Александр Серянин, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
- Михаил Лямаев, 11 класс, Уссурийск, школа № 25
Спец. приз от РВК — практика в одном из фаблабов России.
Призеры
- Михаил Лямаев, 11 класс, Уссурийск, школа № 25
- Серянин Александр, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
- Баханов Артем, 10 класс, Черноголовка, школа № 82
- Калинин Григорий, 9 класс, Ковров, школа № 22
- Цветков Иван, 10 класс, Москва, школа № 444
- Власов Семён, 10 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
- Дунаев Алексей, 11 класс, Йошкар-Ола, ГБОУ республики Марий-Эл (Политехнический лицей-интернат)
- Опякин Роман, 11 класс, Уфа, Лицей № 153
Победители
- Белавенцев Валерий, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
- Литвинов Лев, 11 класс, пос. Горняк, Гимназия № 3
- Васильев Валерий, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
Большие данные и машинное обучение
Финальное задание профиля состояло из двух частей: определить автора отрывка из дневника (конца XIX — начала XX века) и выявить определенные значения объектов из предложенного текста (отрывки из книг памяти): фамилию, имя, отчество, дату и место рождения и другие объекты. В обеих задачах финалисты использовали большие объемы неразмеченных данных.
Команда-победитель (в категории 9 класс): KvantKen
Участники команды:
- Гринченко Кирилл, 9 класс, Калининград, школа 31
- Дубынин Алексей, 9 класс, Калининград, школа 31
- Пасечнюк Дмитрий, 8 класс, Калининград, МБОУ СОШ «Школа будущего»
Команда-победитель (в категории 10-11 класс): На 20% круче
Участники команды:
- Иванов Евгений, 10 класс, Курган, Гимназия № 47
- Себякин Андрей, 10 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
- Сергачев Данила, 11 класс, Курс, Лицей № 31
Призеры
- Сергачев Даниил, 11 класс, Курск, Лицей № 31
- Иванов Евгений, 10 класс, Курган, Гимназия № 47
- Емельяненко Дмитрий, 11 класс, Москва, школа № 179 МИИО
- Творожков Андрей, 11 класс, Москва, школа № 2101
- Калугин Владислав, 11 класс, Барнаул, Гимназия № 123
- Панасова Анастасия, 11 класс, Смоленск, Смоленский ФМЛ при МИФИ
- Шабат Дмитрий, 9 класс, Москва, школа № 444
Победители
- Жидков Всеволод, 9 класс, Воткинск, Воткинский лицей
- Попов Антон, 11 класс, Сыктывкар, Лицей народной дипломатии
- Себякин Андрей, 10 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
Интеллектуальные энергетические системы
Задание направления заключается в проектировании и управлении умными сетями на специально разработанном стенде. Стенд включает в себя модель небольшого поселения с объектами генерации (электростанции, ветрогенераторы и т.п.), потребителями разного уровня (дома, больницы, промышленность) и соединяющей сетью. Стенд воссоздает реальные условия — изменения освещенности, ветра и т.д. Команды моделируют управляющие компании, которые должны обеспечить потребителей без потерь, а также наиболее эффективно распорядиться доступными ресурсами (в том числе продать излишки электроэнергии и т.д.). Это испытание, в котором побеждает команда не только продвинутая в инженерном смысле, но и экономически подкованная, способная реализовать наилучшую стратегию.
Команда-победитель: Тесла
Участники команды:
- Трубачев Илья, 10 класс, Красноярск, школа № 3
- Джикирба Кирилл, 11 класс, Иваново, лицей № 33
- Шляхов Михаил, 10 класс, Ростов-на-Дону, Лицей ФГБОУ ВО РГУПС
- Донцова Мария, 11 класс, Балаково, Гимназия № 1
- Хайруллин Мурат, 9 класс, Уфа, Гимназия № 3
Призеры
- Шляхов Михаил, 10 класс, Ростов-на-Дону, Лицей ФГБОУ ВО РГУПС
- Донцова Мария, 11 класс, Балаково, Гимназия № 1
- Хайруллин Мурат, 9 класс, Уфа, Гимназия № 3
- Маланин Сергей, 10 класс, Санкт-Петербург, Гимназия № 1
- Кирсанов Даниил, 10 класс, Астрахань, Гимназия № 1
- Сырников Евгений, 11 класс, Заречный, МАО ГО Заречный СОШ № 1
Победители
- Трубачев Илья, 10 класс, Красноярск, школа № 3
- Джикирба Кирилл, 11 класс, Иваново, лицей № 33
Инженерные биологические системы
Для школьников 9 класса и младше работа в области биотехнологий строилась вокруг трехуровневой аквапонной установки. Каждой команде участников был предложен одинаковый набор, состоящий из трех сообщающихся аквариумов (с рыбами, высшими растениями и почвой), оснащенных датчиками для измерения химических, температурных и биологических показателей.
Команда-победитель (в категории 9 класс): Futech
Участники команды:
- Анастасия Афанасьева, 9 класс, Москва, школа 2090
- Яна Балацкая, 9 класс, Москва, школа 2090
- Николай Лебедев, 9 класс, Барнаул, МБОУ Лицей «Сигма»
Команды участников 10-11 классов работали над проектом по получению целевого белка путем проведения клонирования и трансформации клеток при помощи методов молекулярной биологии и генной инженерии. Школьники проводили агарозный электрофорез, определить по нему образец с плазмидой, необходимой для запуска качественной трансформации клеток. Определив, где какая плазмида, команды трансформировали клетки и проводили посев трансформанты на агаризованные среды.
Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Organs of Labor
Участники команды:
- Изюмов Игорь, 10 класс, Череповец, МБОУ Сош № 10
- Русина Элина, 10 класс, Череповец, МБОУ Сош № 10
- Порванова Евгения, 10 класс, Дубровка, ЛИ ФГБОУ ВО «КНИТУ»
Призеры
- Балацкая Яна, 9 класс, Москва, школа 2090
- Вольнов Петр, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
- Смирнов Михаил, 11 класс, Озерск, МБОУ Лицей № 39
- Ризатдинова Софи, 11 класс, Йошкар-Ола, ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В.Ломоносова»
Победители
- Руднева Дарья, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
- Тишкова Мария, 11 класс, Новосибирск, Лицей № 22 «Надежда Сибири»
Электронная инженерия: умный дом
Команды продумывали системы безопасности, проектировали оснащение умного дома датчиками движения, освещения, уровня дыма и учитывали дополнительные, возникающие по ходу проектирования условия (проникновение в дом посторонних, отслеживать открытые/закрытые двери и окна).
Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Lonely Sabotage
- Мифтахова Амина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Осокин Егор, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Ризатдинов Камиль, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Степанов Вадим, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Талалаева Руфина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Чернухина Ольга, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
Призеры
- Ризатдинов Камиль, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Мифтахова Амина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Валеев Ренат, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Степанов Вадим, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Чернухина Ольга, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Сафин Инсаф, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
Победители
- Осокин Егор, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
Современные структуры и материалы
Финалистам было необходимо провести химический синтез и получить сферы диоксида кремния. После этого, используя полученный золь, участники сформировали фотонно-кристаллические пленки и для лучшего из образцов с помощью современных методов исследования определили размеры частиц, образующих пленку.
Команда-победитель: Алхимики
Участники команды:
- Ажугим Денис, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
- Боткина Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
- Кушнир Иван, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
Призеры
- Боткина Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
- Денисова Александра, 9 класс, Ижевск, Гуманитарный Юридический Лицей № 86
- Кушнир Иван, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
Победитель
- Чекин Игорь, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
Интеллектуальные робототехнические системы Финалисты решали задачу навигации и локализации робототехнического устройства в помещении. Исходя из поставленной задачи, школьники собирали электро-механическую часть проекта, затем оценивали целесообразность использования того или иного набора датчиков, а также определяли нужное количество. Но основная работа, которую необходимо было выполнить — спроектировать и отладить устройство управления, которое позволяло бы выполнить главную часть задачи: проложить оптимальный маршрут на модели склада.
Команда-победитель: YoS
Участники команды:
- Курейкин Максим, 10 класс, Киров, Кировский Физмат Лицей (КОГОАУ «КФМЛ»)
- Романов Вячеслав, 10 класс, Киров, МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова
Призеры
- Макаренко Илья, 10 класс, Железногорск, Школа Космонавтики
- Курейкин Максим, 10 класс, Киров, Кировский Физмат Лицей (КОГОАУ «КФМЛ»)
- Романов Вячеслав, 10 класс, Киров, МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова
Победитель
- Гариханов Айдар, 10 класс, Казань, IT-Лицей КФУ
Нейротехнологии
Финалисты собирали модель промышленного манипулятора, управляемого с помощью биосигналов человека. Принципы, использующиеся при решении этой задачи, используются во многих современных направлениях — от управления бионическими протезами человеческой руки до создания систем мониторинга восстановления мышечной активности человека. Участники работали над созданием производственного манипулятора, управление которым осуществляется с помощью биосигналов.
Команда-победитель (в категории 9 класс): FTL-Neuro
Участники команды:
- Баринов Даниил, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
- Плужник Вероника, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
- Плужник Ангелина, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Gravity Участники команды:
- Чепурова Алла, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Попутников Георгий, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Шептур Ангелина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
Призеры направления «Нейротехнологии»
- Чепурова Алла, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Попутников Георгий, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
Ядерные технологии
Ребята работали с макетом АЭС, максимально точно моделирующим процессы, происходящие в ядерном реакторе и энергетическом оборудовании. Изучали и корректировали параметры АЭС, доступные к регулированию. Каждая команда управляла собственным макетом с помощью компьютерного моделирования.
Команда-победитель: Ковер Участники команды:
- Даниличев Денис, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
- Румянцев Владислав, 8 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
- Гребенюк Вадим, 8 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
- Горевских Владислав, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
- Доленко Александр, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
Призеры
- Бахарева Анастасия, 11 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
- Даниличев Денис, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
Победитель
- Сапоцкий Даниил, 10 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
Беспилотные авиационные системы
Участники собирали модель коптера и настраивали работы систем и контроллеров для ориентации внутри прозрачного куба и прохождения конкретного маршрута.
Команда-победитель: Out of pilot Участники команды:
- Евгений Транцев, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Шигапов Тагир, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Моисеев Никита, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
Призеры
- Транцев Евгений, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
- Григорьева Екатерина, 9 класс, Новосибирск, Аэрокосмический лицей им. Ю. В. Кондратюка
Технологии беспроводной связи
Ребята решали задачу беспроводной безопасной передачи сложных данных в условиях зашумленного и ограниченного канала связи. Сначала им пришлось поработать над передачей данных в зашумленном канале, а затем — получить как можно более точные данные и при помощи аддитивных технологий воссоздать функциональную часть демонстрируемого устройства. Т.е. в начале отсканировать, потом передать, а потом распечатать деталь на 3D принтере так, чтобы распечатанная деталь встала в систему шестеренок и отработала правильно.
Команда-победитель: Буйный чайник
Участники команды:
- Бойко Илья, 10 класс, Краснодар, Школа № 101
- Волкова Вероника, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
- Душко Ирина, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
- Евсеев Максим, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
- Исаков Антон, 10 класс, Красноярск, Лицей № 7
- Набиуллина Алсу, 10 класс, Иннополис, «Лицей Иннополис»
Призеры
- Исаков Антон, 10 класс, Красноярск, Лицей № 7
- Ильина Елизавета, 8 класс, Красноярск, Школа № 143
Победитель
- Гусева Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1580
Системы связи и ДЗЗ (Космические системы)
В распоряжении команд-участников находился конструктор, моделирующий все основные функции космического аппарата. Отработку задания участники осуществляли на специальном стенде, имитирующем космическое пространство: вращающийся глобус, подвес на нити для создания условий невесомости и прожектор, играющий роль Солнца. Оценивалось задание по двум критериям: скорость передачи данных, которую нужно максимизировать и, потери данных при передаче, которые нужно минимизировать
Команда-победитель: ВИАС
Участники команды:
- Ярошевич Александр, 11 класс, Москва, школа 1375
- Гирин Иван, 11 класс, Москва, школа 1375
- Буссе Александр, 11 класс, Звенигово, ЗСОШ № 3
- Сизов Иван, 10 класс, Вологда, Лицей № 32
Призеры
- Ярошевич Александр, 11 класс, Москва, школа 1375
- Гирин Иван, 11 класс, Москва, школа 1375
- Сунгатуллина Гульнара, 10 класс, Иннополис, Лицей Иннополис
- Смолин Владимир, 11 класс, Тюмень, Общеобразовательный Лицей ТИУ
Победители
- Сизов Иван, 10 класс, Вологда, Лицей № 32
- Буссе Александр, 11 класс, Звенигово, ЗСОШ № 3