X
    Рубрики: Новости

Ректор из Нижнего Новгорода — в Калининграде: "Будущим должны управлять педагоги"

В Калининграде БФУ имени И. Канта посетил Александр Фёдоров, ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Нижний Новгород).

Об этом в Калининграде сегодня, 24 марта 2017 года, сообщил БФУ, как там водится, не указав дату события.

Известно лишь, что возглавляемый Фёдоровым университет, один из 12 вузов, участвующих в федеральной подпрограмме развития педагогического образования в России.

За 2 дня в Калининграде ректор Фёдоров успел многое: встретился и пообщался с преподавателями института гуманитарных наук БФУ, провёл лекцию для студентов на тему: «Новое педагогическое образование: от поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии учитель к конвенции поколений», стал участником совещание по вопросам развития педагогического образования в Калининградской области, а также дал интервью.

— Александр Александрович, в 2009 году министерство образования и науки РФ заявило, что педагогическое образование в кризисе: даже на бюджетные места был недобор. Прошло 7 лет. Насколько изменилась ситуация?

— Я считаю, что сейчас кризиса нет, всё идёт своим чередом. Ровно так, как должно идти в нашей стране. Мы любим создавать себе трудности, несмотря на то, что у нас их достаточно. На данный момент система образования в России (те, кто ею управляет, и те, кто создаёт контент) обладает достаточными инструментами и идеями, чтобы двигаться дальше.

С 2013 года была запущена программа модернизации высшего педагогического образования. Её итоги подводились в конце прошлого года: часть вещей удалась, часть – нет. Безусловно следующее. Сложились две тенденции. Молодые специалисты пошли в школы. И это очень хорошая тенденция, её нужно поддерживать, сама по себе она не закрепится, работы ещё очень много. Вторая тенденция – зрелые педагоги в возрасте 37-47 лет активно уходят из школ, это общероссийская тенденция (за исключением, может быть, столиц). Эта тенденция, наоборот, сама собой не исчезнет. Поэтому сейчас наиболее актуальной темой, которой мы занимаемся как держатели ряда направлений федеральной повестки, является программа поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии учителя. По всем стадиям: от входа в профессию, закрепление в профессии, зрелость в профессии и выход из профессии. На данный момент запущена в пилотном режиме первая, может быть, частично вторая часть. Программа называется «Целевое обучение и контрактное трудоустройство».

— В чём суть программы?

— С помощью педагогической магистратуры она позволяет формировать короткую карьерную линию для молодого специалиста, чтобы он в течение 5-7 лет получил первую категорию. В результате человек понимает, зачем работает, каким будет карьерный рост, куда потом можно двигаться. Эта программа начинается с того, что ликвидируется классический целевой приём. После второго курса проводится комплексный экзамен готовности к педагогической деятельности, он является допуском к заключению контрактов. Происходит рейтингование студентов, видно: кто готов, а кто – нет. На данный момент 5 регионов России (мы, Мининский университет, модераторы этой программы) провели такой эксперимент. Для статистики: сдавали экзамен 500 человек, но на нужный нам уровень, то есть получили допуск, вышла лишь половина. Это очень плохо. Но здесь понятно, над чем работать.

— С другой стороны, допуск к профессии получают не все подряд. Ведь педагогическая работа не для всех…

— Совершенно верно. Мы это считаем важнейшим фундаментальным изменением. Допуск в педагогическую профессию должен предполагать, что туда идут те, кто может кого-то устремить к обучению, и те, кто готов устремиться сам – учиться у тех, кого он учит. Это изменение непростое. Скажем, в Финляндии педагоги говорят, что их профессия обладает престижностью, автономией и те, кого они учат, испытывают к ним доверие. Плюс 41 тысяча долларов в год этому не мешают. У нас в стране, чтобы произошло такое, нужно ещё очень много работать. Эти две вещи – формирование программы поддержки и сопровождения всего жизненного цикла профессии и фундаментальное изменение – по сути дела это, с одной стороны, ограничение входа в профессию, а с другой – напротив, двери очень широко открыты, но они немного другие, не каждый через них пройдёт.

— Пока вы говорите о профессии как чём-то статичном, цельном, однако суть профессии сейчас тоже переосмысляется. Иными словами, содержание педагогического образования тоже в фокусе вашего внимания?

— Это важнейшая вещь. Изменение содержания педагогического образования должно стать общим делом. Мы искренне верим в то, что учительская профессия – это именно та массовая социальная профессия, находящаяся в руках государства, через которую формируется управляемое, желаемое будущее и осуществляется флагманская миссия всякого социума – это воспитание, сопровождение, взросление, в целом — формирование новых поколений. Поэтому обновление содержания пед.образования есть дело всех, в том числе БФУ. Мы договорились, что будем помогать строить педагогический кластер на территории региона, а БФУ как фундаментальный лидер по ряду направлений науки будет помогать нам формировать содержание образовательных программ по биологии, математике, физике, ряду гуманитарных областей.

— Это крайне актуально для нас, поскольку перед нашим университетом регион поставил задачу готовить и педагогических работников…

— Да, мы обсудили с ректором БФУ Андреем Павловичем Клемешевым эту тему. Федеральный университет устроен так, что нет смысла создавать отдельно педагогический институт с классическими направлениями по кодировке «Образование и педагогические науки». Есть смысл в другом – надо надстраивать модули по педагогическому образованию к классическому образованию. Это, на мой взгляд, целесообразнее. Но у меня нет полноты картины, и конечно, решение принимать не мне.

— Александр Александрович, слушаешь вас, смотришь на сайт Мининского университета и невольно понимаешь, что действительно педагогическое образование не стоит на месте, что оно может быть актуальным. А возможно, и опережать время…

— Сайт мог бы быть и таким, и таким. Он менялся вместе с университетом. Мы реализуем Стратегию 2013-2023. У нас достаточно ясный план по управлению нашим будущим, поскольку педпрофессия и должна управлять будущим. Не политики, не военные, а именно педагоги! Поэтому мы пытаемся не просто соответствовать современным стандартам, но и задавать новое понимание педагогики.

Вообще-то, педагогическое образование должен получить каждый и посмотреть, как осуществляется взросление, что такое класс, как растут дети и как из них получаются взрослые люди. Никола Тесла любил возиться с детьми, он даже в свои лаборатории приводил детей. Некоторые сотрудники ворчали, и кто-то однажды спросил: зачем дети в лаборатории? Тесла ответил: как зачем?! Рано или поздно они станут взрослыми! Закладка такого фундаментального отношения к взрослению — это и есть дело вуза. Поэтому вуз должен радикально меняться, даже немного забегать вперёд, обгонять тех, кто сейчас впереди нас!

Максим Стуров:
По теме