В Калининграде «на прошлой неделе» у студентов и ординаторов Медицинского института БФУ имени И. Канта была замечательная возможность послушать лекции профессора кафедры онкологии и реконструктивной хирургии лечебного факультета Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, заведующего научно-организационным отделом, профессора отдела последипломного образования Медицинского радиологического научного центра имени А. Ф. Цыба, академика РАЕН, доктора медицинских наук Юрия Романко.
Об этом в Калининграде сегодня, 25 декабря 2018 года, сообщил БФУ, не указав дату (период) события.
В интервью коллегам из университета врач рассказал о том, почему государство способствует развитию лучевой терапии, насколько для профилактики рака важна всеобщая диспансеризация населения и как избежать сбоя своего «биологического компьютера».
— Юрий Сергеевич, как развивается лучевая терапия в России?
По сути, мы вернули лидирующие позиции в брахитерапии, которые были утеряны в 90-е годы. Ученые из Обнинска получили государственную премию за разработку этой важной темы. Сейчас мы вновь вырываемся вперед. Если в мире брахитерапия применяется в основном при раке предстательной железы, то у нас есть хорошие наработки по лечению рака печени, головы, шеи.
Ядерная медицина сейчас представлена большим спектром препаратов, которые применяются и при радикальном курсе, для паллиативной терапии и для симптоматической. Еще одно очень важное направление, где наша страна была в числе передовых — неионизирующая лучевая терапия и, в частности, фотодинамическая терапия. Отечественные специалисты в 1992 году первыми в Европе вылечили с её помощью несколько больных. Сейчас и в этой области происходят серьезные положительные сдвиги.
— Почему развитию лучевой терапии государством уделяется особое внимание?
— Мировой опыт говорит о том, что этот способ лечения онкологических заболеваний, которые получили в последнее время очень широкое распространение, достаточно эффективен. А раз так, то его надо активно применять. Стране необходимо здоровое население, нужно сокращать количество больных, повышать продолжительность и качество жизни. Вместе с тем хочу отметить, что лучевая терапия — это не панацея. Но это один из важных элементов комплексного подхода к решению очень серьезной проблемы.
— В чем причина роста заболеваемости раком?
— Причин очень много. Их можно долго перечислять. Например, в Скандинавии в последние годы участились случаи предраков и раков кожи. А все от того, что северяне стали чаще ездить на отдых в жаркие страны и активно загорать там. Ну, а в целом наступление онкологических заболеваний связано с плохой экологией и со сбоями в нашем биологическом компьютере.
Не даром же в народе говорят, что все болезни от нервов. В известном смысле это верно. Можно сформулировать иначе: «Хочешь, чтобы все было хорошо — думай хорошо». И это касается не только онкологических заболеваний. Ни для кого не секрет, что язва желудка возникает, как правило, у тех, кто часто и, в основном, без причины беспокоится. Тревога, злость, зависть, другие негативные эмоции сбивают настройки нашего биологического компьютера, и это приводит к разного рода болезням.
В восточной медицине (в древнеиндийской, даоской и так далее) давно замечена связь между недугом и «плохими мыслями», и современные врачи постоянно в этом убеждаются. И потом, не стоит забывать о том, что врач лечит болезнь — в том числе с помощью тех же высокотехнологичных методов, о которых я говорил выше, но здоровье мы должны добывать сами. Во всяком случае пытаться.
Если человек ест непонятно что, то о каком здоровье можно говорить? Врачи в один голос говорят, что сосиски в массе своей — это продукты, в которых почти нет мяса, зато полным полно канцерогенов (то есть веществ, которые провоцируют рак), но люди все равно их едят.
72-процентное масло — это и не масло вовсе, а спред. Если уж покупать масло, то, минимум, 82-процентное. А лучше вообще сливочное масло не употреблять, потому что вреда от него больше, чем пользы.
Очень многое зависит от качества воды. Воду из-под крана не стоит пить, даже прокипятив. Её нужно фильтровать или покупать бутилированную. Самый же правильный вариант — брать воду из какого-нибудь чистого источника. Я понимаю, что все это нелегко. Но сохранение своего здоровье — это очень важно, и здесь лениться не стоит.
— Как еще можно снизить риск онкологического заболевания?
— В Советском Союзе очень хорошо была налажена диспансеризация населения. Сейчас мы пытаемся её в какой-то мере возродить, потому что очень важно суметь обнаружить заболевание на ранней стадии.
В Японии и Германии регулярные обследования дали потрясающие результаты. Дело дошло до того, что некоторые врачи из этих стран просто никогда не видели раки третьей-четвертой стадии. Недавно к нам приезжал немецкий профессор, который, кстати, занимается фотодинамической терапией — так он просто умолял показать ему наши материалы. Сейчас в России разработана программа онкологической помощи, в которой предусмотрена многоэтапная система ранней диагностики. Нужен постоянный мониторинг. Это крайне важно.
— Какова перспектива вашего сотрудничество с БФУ? В чем оно будет выражаться?
— Мой опыт сотрудничества с вашим университетом насчитывает не один год. От лица Медицинского радиологического научного центра и Сеченовского университета хочу высказать благодарность директору Медицинского института БФУ — профессору Сергею Кореневу за плодотворную совместную работу. Она выразилась во многих проектах — научных докладах, публикациях в авторитетных журналах, монографии.
На лекции я рассказывал студентам и ординаторам о посвященной фотодинамической терапии книге, которую мы написали вместе с Сергеем Владимировичем Кореневым.
Если говорить об ионизирующей терапии, то первый изготовленный в рамках импортозамещения ускоритель 6 МэВ будет установлен в Обнинске. А второй, возможно, в Калининграде. Тут есть масса нюансов административного и технического характера, но, в принципе, полагаю, что ваш Мединститут к этому готов.
Ну и, конечно, мы будем продолжать развивать контакты в плане обучения ординаторов, молодых ученых. БФУ в Калининграде — значимый для России вуз, мы заинтересованы в тесном сотрудничестве с ним.