В Калининградской области — в окрестности поселка Пятидорожное Багратионовского городского округа — с 10 по 11 августа проходила поисковая экспедиция.
К этой августовской полевой экспедиции калининградские поисковики тщательно готовились, предварительно досконально изучив множество архивных документов и произведя разведку местности. В течение двух дней совместными усилиями двух общественных поисковых организаций «Совесть» и «Победа» при поддержке группы общественников объединения «Мамоновское историко-географическое общество при Мамоновском городском музее» был выполнен большой объем земляных и эксгумационных работ. По приглашению поисковиков в раскопках приняли участие врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов и председатель городского совета депутатов Калининграда Андрей Кропоткин.
О том, что в лесном овраге за поселком Жуково, недалеко от Пятидорожного, в войну разбился советский самолет, местные жители знали. В этом месте они находили алюминиевые обломки самолета, гильзы, другие предметы военной поры. Именно от них директор Мамоновского городского музея Дмитрий Шилов узнал о крушении боевой машины и обратился к Руслану Хисамову с просьбой проверить эту информацию.
— Мы пришли к выводу, что в данном месте, возможно, разбился наш советский штурмовик Ил-2 под номером 5807 311-й авиационной дивизии 956-го авиационного полка1-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации Тимофея Хрюкина. В журналах боевых действий авиационно-штурмовых дивизий зафиксировано, что в данном районе было сбито семь экипажей наших самолетов. Погибли 14 человек, в том числе два Героя Советского Союза. На штурмовике номер 5807 воевал экипаж в составе летчика младшего лейтенанта Николая Сергеевича Гальченко и воздушного стрелка младшего сержанта Шотта Нестеровича Чубинидзе. До сих пор они числятся без вести пропавшими.
…На рассвете 10 августа 30 человек приступили к раскопкам. Работали по цепочке, постепенно углубляясь в склон оврага. Находки пошли сразу, их счет перевалил за тысячу. Найденное бережно укладывали на полиэтиленовые пленки, отмывали от грязи и изучали.
— Вот элементы обшивки самолета, части двигателя, рамы, коробок, в которых находились ленты с патронами к авиационным пулеметам ШКАС. Куски проводов, части приборов, остатки лобового стекла кабины, парашютной системы, линейка, отвертки, искореженная ложка. Подняли одну из двух 23-миллиметровых пушек ВЯ-23. Патроны лежат отдельно. Из обломков извлекли раздробленные и обгоревшие фрагменты останков летчиков. Скорее всего, один из них сгорел, — пояснила руководитель поискового отряда «Победа» Александра Савченко.
Среди находок – искореженные немецкие каски, фрагменты немецкой техники и вооружения, части повозок и лошадиной упряжи. Это говорит о том, что подбитый самолет летчик направил на вражескую колонну. Ведь в марте 1945 года гитлеровцы спешно отступали к заливу Фрише-Хаф (Калининградский залив) в районе Бальги. В это время там шли ожесточенные бои — 18 марта советскими войсками были взяты населенные пункты Брандербург (ныне Ушаково) и Людвигсорт (ныне Ладушкин).
…Тем временем работающие в раскопе Антон Алиханов и Андрей Кропоткин обнаружили крупный металлический предмет. Без веревки его не достать. Закрепили ее и общими усилиями извлекли из земли вторую авиационную пушку ВЯ 23-го калибра, весом под 70 килограммов. Она сильно деформировалась из-за удара. С нее тут же начали смывать налипшую глину.
Глина тут повсюду и склон оврага под дождем превратился в опасный каток. К слову сказать, поисковики работали без перерыва практически двое суток от рассвета до ночи, постоянно сменяя друг друга. Даже гроза не остановила их. Вот что рассказал Руслан Хисамов о результатах поисковой экспедиции:
По глубине воронки, расположению редуктора в земле, оторванным лопастям, можно сказать, что самолет падал с включенным двигателем в направлении с северо-востока, под углом над большим скоплением живой силы и техники противника… Россыпь найденных в грунте множества стрелянных гильз вооружения штурмовика говорит о том, что летчик до последнего вздоха вел огонь по врагу, не выпуская гашетку из рук. Экипаж погиб геройски, нанеся серьезный урон врагу.
От падения нашего «летающего танка» образовалась воронка, которая за полвека заросла ольхой. Обломки самолета разлетелись до пятидесяти метров, их даже спустя 70 лет находили местные жители.
Теперь нам точно известен номер двигателя самолета, поэтому появился шанс установить имена членов героического экипажа. После ответа из архива Минобороны на наш запрос, станет ясно, кто отправился в тот последний полет. После идентификации останков начнем поиск родственников героев, ведь именно они принимают окончательное решение о захоронении останков.
Для нашего региона самолет — это редкая находка. Думаю, что мы будем продолжать поиски в этом же направлении, потому что в ходе Восточно-Прусской операции 1944-1945 годов было сбито много советских самолетов, места падений которых неизвестны, а члены экипажей числятся без вести пропавшими до сих пор».
По решению поисковиков часть обломков поднятого Ил-2, детали и узлы, какие-то вещи, другие находки будут переданы в Мамоновский городской музей для пополнения экспозиции.
Текст и фото: Тамара Волкова.