В поселок Янтарный — Янтарный городской округ — 8 февраля состоялся рабочий выезд, организованный Общественной палатой Калининградской области.
Представляем вашему вниманию основные тезисы выступления руководителя рабочей группы по вопросам ЖКХ Общественной палаты Калининградской области Ольги Аринцевой.
Новое в жилищном законодательстве
С начала 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 года №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Этот нормативный документ внёс изменения в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 (Правила предоставления коммунальных услуг), Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 года №124 (Правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями), Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 (Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) и Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 (Правила содержания общего имущества).
В Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290 (Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме) и Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 года №25 (Правила пользования жилыми помещениями), изменения не внесены, но, я считаю, их необходимо упомянуть. Они тоже важные.
Перемены в оплате жилищно-коммунальных услуг
Главное из нововведений, о котором сейчас все говорят: с 1 января 2017 года расходы на общедомовые нужды (ОДН) по холодной и горячей воде, электроэнергии, водоотведению (отведению сточных вод) исключены из коммунальных услуг и перенесены в жилищные услуги. Большой разницы в оплате не должно быть.
Оплата воды и электричества, используемых на ОДН, как функция, для жителей многоквартирных домов не новость. Плата включалась в состав коммунальных услуг и складывались из разницы между показаниями общедомовых приборов учёта (ОДПУ) и суммой показаний индивидуальных приборов учёта (ИПУ) вместе с нормативными объёмами тех, у кого нет ИПУ и данных ОДПУ, которая распределялась на всех жителей пропорционально площади их квартир. В этот «небаланс» входили и объёмы ресурсов, о которых жильцы умалчивали или которые подавались несвоевременно или в изменённом объёме. То есть, бывало, добропорядочные собственники переплачивали за своих недисциплинированных или недобропорядочных соседей.
Оплата тепловой энергии
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг вне зависимости от способа управления многоквартирным домом, весь объем тепловой энергии, используемой в многоквартирном доме в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, оплачивается потребителями в составе платы за коммунальную услугу по отоплению. Потребители вносят плату за коммунальную услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении и плату за её потребление в целях содержания общего имущества, в том числе после 1 января 2017 года.
Новые нормативы потребления ресурсов на ОДН
Верхний предел платы за ОДН будет ограничен нормативом. До 1 июня 2017 года региональная служба по тарифам должна утвердить новые нормативы потребления ресурсов на ОДН. До этого времени будут использоваться действующие нормативы. Отмечу, что норматив потребления газа будет равен нулю, потому что утечек газа на ОДН не должно быть в принципе.
Согласно обновлённому постановлению правительства №306, при определении нормативов будут учитываться конструктивные технические параметры самого многоквартирного дома. При расчёте нормативов, допустим, для воды, будут учитываться количество этажей, износ внутридомовых сетей, вид сети теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, наличие водоразборных устройств и состояние санитарно-технического оборудования в местах общего пользования.
Для электричества перечень критериев, которые будут учитываться при расчёте нормативов, немного меньше: количество, тип оборудования, устройств, износ внутридомовых инженерных сетей.
Отмечу, что жители, которые до сих пор не установили приборы учёта, будут оплачивать ОДН по повышающему коэффициенту, с 1 января 2017 года он равен 1,5.
Единые единицы измерения нормативов
На холодную воду – кубометр на метр квадратный, на горячую воду – либо кубический метр холодной воды и гигакалорий на подогрев одного кубического метра холодной воды на метр квадратный, либо кубометр горячей воды на метр квадратный. Это зависит от способа приготовления и подачи горячей воды. На электричество – киловатт в час на метр квадратный. На отводимые сточные воды – метр кубический.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в многоквартирном доме действуют не менее трёх лет. В этот период они не должны пересматриваться.
Выводы делать рано
Поступают обращения от граждан: мы устанавливали приборы учёта, нас стимулировали, уговаривали, а теперь, получается, что приборы учёта вроде не имеют значения, а в ряде случаев специалисты делают предварительные расчёты и говорят, что мы зря потратили деньги, и это никакой пользы нам не принесло. Поясню: изменения только вступили в силу, у нас ещё нет никакой статистики. Сейчас на федеральном уровне ведётся мониторинг по регионам. Думаю, после анализа полученной информации мы услышим какое-то заключение, и только тогда можно будет делать какие-то выводы.
Кто заплатит за общедомовой перерасход коммунальных ресурсов?
Сверхнорматив по общедомовому потреблению ресурсов должна оплачивать управляющая организация, обслуживающая дом.
Понятны и возмущения, и экономические переживания управляющих организаций как самостоятельно хозяйствующих субъектов. Но по логике Минстроя РФ, это должно стимулировать управляющие организации внедрять энергосберегающие технологии, бороться с воровством коммунальных ресурсов на каждом отдельном объекте. Могу предположить, что таким образом задача может быть решена не полностью, потому что здесь ещё важна мотивация самих собственников по внедрению энергоэффективных технологий, улучшению состояния сетей и поддержанию целостности дома.
Можно предположить, что у управляющих организаций, увы, появится большой соблазн поступать недобросовестно и тратить на погашение сверхнормативной задолженности средства, получаемые на содержание многоквартирного дома.
Необходимость разъяснительной работы с населением
В то же время когда на кошелёк гражданина в оперативном временном пространстве дамоклов меч не довлеет, человек говорит: зачем я буду вкладываться, например, в замену системы водоснабжения, это такие большие деньги, пусть сверхнормативные расходы на ОДН платит моя управляющая организация. На мой взгляд, здесь налицо недостаточная мотивация населения. С другой стороны, в какой-то мере, я рада этому обстоятельству: пусть на меня не обижаются управляющие организации, но они, наконец, будут вынуждены полноценно вести разъяснительную и, я не побоюсь этого слова, агитационную работу среди жителей.
К сожалению, в силу недостаточной квалификации работников и установок бизнеса в сфере ЖКХ, управляющие организации пока не считают нужным вести разъяснительную работу с жителями, ограничиваясь простым размещением объявлений. Мне кажется, что именно в этих жёстких условиях управляющим организациям дан отличный шанс выстроить эффективную коммуникацию со своими домами, со своими клиентами. Бизнес в сфере управления многоквартирными домами должен становиться цивилизованным. Поэтому звоните в управляющую организацию, вам обязаны всё объяснить, в том числе и по вопросам начисления ОДН в новых условиях.
Я очень рассчитываю, что профессиональное объединение управляющих организаций, другие организации, которые ведут консультационную работу, уже озадачились работой с самими управляющими организациями. Надеюсь, они помогут, научат их, как правильно вести разъяснительную работу.