На слушаниях в Госдуме часть их участников пришла к немудреному выводу о том, что для России хватит двух учебников на один предмет – базовый и для детей-инвалидов.
Да, в Госдуме 30 марта состоялись слушания тему, сродни словоплётству куртуазных маньеристов: «Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования».
Некоторые участники благородного собрания настаивали на том, чтобы содержание учебников жесточайшим образом увязать с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
Среди тех, кто громче других кричит “Велено не пущать!” – заместитель главы Минобрнауки Павел Зенькович. Он норовит вывернуть душу примерами-страшилками из низкокачественных учебников.
Сергей Сидоренко, руководитель экспертного управления РАН, не избегает разговора на эту тему. Ляпы исправляются, ныне на рассмотрении находятся лишь две жалобы. При этом Сидоренко обращает внимание на тот факт, что приведенный на слушаниях “зубодробительный” пример взят не из учебника.
СМИ подробно изложили ход слушаний. По этой причине вряд ли стоит проходить пройденное. За всем тем обращают на себя внимание несколько моментов принципиального свойства.
Многообразие в образовании до недавнего времени считалось достижением. Однако с приходом в министерский кабинет Ольги Васильевой Минобрнауки превратилось в цитадель ретроградства.
Александр Кондаков, президент Института мобильных образовательных систем, не скрывает раздражения: “Смотришь эти Рекомендации, и кажется, будто на дворе не 2018 год, а 1968-й…”
По словам ученого, сокращение Федерального перечня – живой пример – задрало стоимость учебников в полтора-два раза. Быть может, и в аптеках целесообразно одну микстуру на каждую хворь?..
Что в сухом остатке, будь приняты рекомендации слушаний? Ответ незатейлив во всей его предсказуемости: разрушение принципа индивидуального подхода в образовательном процессе, всемерное сужение кругозора и способностей школьников к самостоятельному мышлению. Грядет жизнь по цитатнику? Для этого и загоняют российское образование в узкую щель, ведущую в прожитый день.