В Калининграде в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области сегодня, 21 февраля 2017 года, собкору Мой Калининград прокомментировали итоги рассмотрения обращений граждан за 2016 год:
Количество поступивших письменных обращений, в сравнении с 2015 годом (4124), осталось на том же уровне – 4145.
Большая часть вопросов, с которыми граждане обращаются в Управление, связана с нарушениями прав потребителей – 2197 (53% от общего количества поступивших письменных обращений).
В структуре обращений потребителей по отдельным секторам потребительского рынка отмечается традиционное превалирование жалоб на качество выполненных работ и оказанных услуг – 1375 (63%). Доля обращений на нарушение правил продажи отдельных видов товаров составила 37% (995 обращений). В числе основных вопросов:
– реализация технически сложных товаров бытового назначения и последствия их продажи с недостатками – 26% (578);
– предоставление жилищно-коммунальных услуг – 18% (397);
– деятельность на финансовом рынке – 15% (331);
– бытовое обслуживание населения – 9% (197);
– продажа продовольственных товаров – 6,4% (140);
– услуги связи – 6,2% (137).
1948 письменных обращений касались вопросов санитарно-эпидемиологического характера (47% от общего количества поступивших письменных обращений). Количество письменных обращений по данному направлению, в сравнении с 2015 годом снизилось на 2%. Анализ тематики обращений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия свидетельствует, что подавляющее большинство жалоб связано с:
– санитарным состоянием атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, жилых и других помещениях, почвы, содержанием территорий – 22% (430);
– реализацией некачественных пищевых продуктов – 21% (408);
– неблагоприятными условиями проживания – 18,6% (363);
– вопросами водоснабжения – 9,3% (181);
– организацией питания населения – 7,6% (149).
Из общего количества поступивших обращений признаны обоснованными и относящимися к компетенции и полномочиям Роспотребнадзора 3927 – 94,7% (2015 г. – 94,4%). Решение вопросов по 218 обращениям не относилось к компетенции Управления, и в установленном порядке они были перенаправлены по подведомственности в иные органы.
По результатам рассмотрения письменных обращений Управлением в пределах полномочий приняты меры, направленные на предупреждение и профилактику заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, а также на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан:
– по 3632 письменным обращениям заявителям разъяснены нормы действующего законодательства в пределах установленной компетенции, в том числе 2372 (68,5%) обратившимся в связи с имущественными спорами разъяснены права и порядок обращения в судебные органы, а также возможность участия Управления в судебной защите на стороне потребителя;
– по 295 обращениям организованы и проведены внеплановые проверки и административные расследования. По результатам 231 (85%) проведенного проверочного мероприятия указанные в обращениях факты подтвердились. По фактам нарушения законодательства на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц наложено 281 административное наказание. Хозяйствующим субъектам выданы предписания об устранении выявленных нарушений, осуществляется контроль за их исполнением.
По 168 обращениям должностными лицами Управления проведена соответствующая превентивная работа, в результате чего хозяйствующими субъектами требования потребителей удовлетворены в досудебном порядке на сумму более 1,7 млн. рублей.
С целью реализации полномочий по защите в судебных органах нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей, в суд направлено:
– 122 заключения по делам в защиту прав потребителей (туристские услуги, деятельность на финансовом рынке, долевое строительство, розничная торговля, дистанционная торговля, бытовое обслуживание населения, возмещение вреда жизни и здоровью);
– 27 исков в интересах неопределенного круга потребителей по вопросам о признании противоправными действий исполнителей (по оказанию коммунальных услуг по холодному водоснабжению ненадлежащего качества; по заключению договора о поверке счетчиков; в части отсутствия достоверной информации о реализуемых товарах; осуществляющих продажу табачной продукции в нарушение требований законодательства и др);
– 22 заявления в защиту отдельных потребителей (о признании недействительными условий кредитного договора; о расторжении договоров купли-продажи товаров ненадлежащего качества, договоров бытового подряда вследствие оказания услуги ненадлежащего качества, о возмещении денежных средств за ненадлежащую услугу по долевому строительству и др).
Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Калининградской области за 2016 год в ходе проведения 72 личных приемов принято 142 гражданина. Практически в равной степени граждан интересовали вопросы, касающиеся нарушений в сфере прав потребителей (розничная торговля, предоставление жилищно-коммунальных услуг, оказание услуг общественного питания и пр.) и в области санитарно-эпидемиологического благополучия (условия проживания в жилых помещениях, качество воды и пр.).
Для обеспечения возможности беспрепятственной реализации конституционного права граждан на обращение, в Управлении продолжена работа «Общественной приёмной». В 2016 году на личном приёме в «Общественной приемной» проконсультирован 281 потребитель, из которых 232 (82,6%) жаловались на нарушения прав потребителей, в т.ч. при приобретении товаров ненадлежащего качества, порядка их обмена и возврата, предоставление неполной и/или недостоверной информации о приобретаемом товаре. Обратившимся гражданам даны консультации по существу поставленных вопросов в пределах установленной компетенции, разъяснен порядок предъявления претензий и разрешения спорных ситуаций, из них 145 обратившимся оказана помощь в составлении претензии, 56 граждан воспользовались возможностью в ходе личного приема оставить письменное обращение.
В течение 2016 года организовано и проведено 19 тематических телефонных «горячих линий» при участии должностных лиц территориальных отделов Управления, консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Калининградской области». В рамках проводимых мероприятий граждане Калининградской области смогли получить консультативную помощь по всем интересующим вопросам в пределах компетенции Управления. Всего за истекший период должностные лица ответили на вопросы 489 калининградцев.
По телефону постоянно действующей «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Калининградской области обратились 903 гражданина, из них 6,3% в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и 86% по вопросам в сфере защиты прав потребителей. Всем обратившимся даны устные разъяснения их прав в соответствии с законодательством, консультации по существу поставленных вопросов в пределах установленной компетенции, разъяснен порядок предъявления претензий и разрешения спорных ситуаций.
С целью оказания бесплатной консультативной помощи гражданам по вопросам защиты прав потребителей на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» функционирует Консультационный центр. Получить консультации по вопросам защиты прав потребителей можно ежедневно (с понедельника по четверг с 13.30 до 16.00 ч.) по телефонам: 53-84-36, 50-31-33 и лично по адресу: Калининград, ул. Фрунзе, 50.
В управлении Роспотребнадзора по Калининградской области продолжает работать Общественная приёмная. Приём граждан, представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций осуществляется еженедельно по понедельникам с 14.00 до 16.00 часов по адресу: г. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, дом 5 (1 этаж, кабинет № 15).
Кроме того, получить ответы на вопросы, отнесенные к компетенции Управления, можно позвонив по телефонам «горячей линии» : 61-69-14, 8-800-2000-339 еженедельно – вторник, среда, четверг с 13 до 16 часов.