Инвестиции и развитие: «Автотор» ориентируется на разработку технологий цифрового экономического уклада

Общий объем инвестиций самого крупного предприятия Калининградской области «Автотора» в форме капитальных вложений в здания, сооружения и новое оборудование в 2018 году составил порядка 700 млн. руб. Стратегия перспективного развития компании предусматривает разработку и внедрение технологий цифрового экономического уклада, включая строительство инновационного центра. Об этом говорится в опубликованном на текущей неделе отчете акционерам о работе предприятий, участвующих в производстве автомобилей в Калининградской области, в 2018 году.

Инвестиции и развитие: «Автотор» ориентируется на разработку технологий цифрового экономического уклада

Реализуя на практике задачи по повышению конкурентоспособности отечественной автомобильной промышленности, «Автотор» совместно с действующими партнерами компании последовательно инвестирует в инновационное обновление, исполнение поэтапного плана по углублению технологии производства на всех предприятиях, создание новых мощностей, включая мощности для производства автомобилей по полному циклу.

Очередной этап развития комплекса, предназначенного для производства автомобилей по полному циклу (сварка, окраска, сбор­ка), реализованный в 2018 году, был связан с созданием и введением в эксплуатацию дополнительных мощностей по выпуску в режиме CKD моделей коммерческих автомобилей Hyundai: HD65, HD35 и HD35City.

Для реализации данного проекта был создан новый цех сварки, модернизирована линия окраски и цех сборки. При подготовке производства дополнительно введена в действие новая окрасочная камера специально для окраски рам грузовых автомобилей и дождевальная камера для проверки герметичности кабин. Также для проверки тормозной системы установлен новый тормозной стенд. Сварка кабин HD35 и HD35С осуществляется на той же линии, что и сварка кабин HD78 и HD65.

Okraska

В рамках подготовки производства коммерческих автомобилей Hyundai HD35 и HD35С по полному циклу были также освоены новые технологические процессы, включая сварку и окраску рам, которые ранее на предприятии не осуществлялись. Была установлена специализированная оснастка, позволяющая производить сварку рамы коммерческих автомобилей с контролем геометрии. В рамках реализации технологического процесса окраски сварной рамы используется технология очистки и окраски рамы с применением эпоксидных смол, одобренная специалистами Hyundai Motor Company по итогам проведенных испытаний и оценки качества.

Кроме того, на производстве коммерческих автомобилей были созданы и оснащены необходимым оборудованием инструментом и оснасткой участки сборки грузовых автомобилей мелких серий, а также участок сборки рам для моделей Hyundai: HD35 и HD35City.

Во втором полугодии были проведены подготовительные мероприятия, связанные с дальнейшим развитием сварочно­окрасочного производства и созданием дополнительных мощностей для производства новой модели легковых автомобилей марки KIA по полному циклу.

Масштабные работы по реконструкции и модернизации на втором этаже корпуса сварочно­окрасочного производства осуществлялись параллельно с работой действующих линий по выпуску автомобилей в соответствии с планом производства.

В ходе подготовки к установке новой линии мощностью 25 тысяч автомобилей в год были проведены комплексные мероприятия по изменению режимов окраски, работы сборочных постов, полной замене оснастки, модернизация четырех 180­-тонных прессов, на которых проводится завальцовка навесных элементов — дверей, в том числе багажников, а также капотов.

В рамках подготовки запусков новых моделей на всех производственных площадках были проведены необходимые технико­технологические мероприятия, а также масштабные работы по модернизации и дополнительному техническому оснащению действующих производственных линий новейшим оборудованием, инструментом и оснасткой, а также комплексные строительные работы, включая монтаж металлоконструкций и т.д.

На промышленной площадке № 1 (производство BMW) был осуществлен комплекс работ по модернизации оборудования и оснастки сборочной линии. В результате производительность линий № 1 и № 2 была увеличена до 60 автомобилей в смену, был увеличен также сменный выпуск линии финал при одновременной работе 2­х сборочных линий.

В 2018 году на всех производственных площадках «Автотор» был реализован комплекс мер по созданию дополнительных производственных мощностей и углублению технологии производства, включая технические мероприятия по дополнительному оснащению сборочных постов, установке дополнительного оборудования, инструмента и оснастки.

Ключевые направления развития Компании базируются на Стратегии развития автомобильной промышленности РФ, утвержденной Правительством РФ, и учитывают новые подходы государственной поддержки отрасли, в том числе концептуальные изменения, связанные с приоритетными задачами по созданию и развитию производства конкурентоспособной продукции, оцениваемой по доле экспорта в общем объёме продукции, уровню локализации, условиям вложения инвестиций в создание или модернизацию производств в рамках заключенных автопроизводителями или производителями автокомпонентов специальных инвестиционных контрактов.

Стратегия развития Компании на ближайшие 10 лет ориентирована на повышение устойчивости экономической деятельности в ходе дальнейшей реализации действующих совместных инвестиционных проектов «Автотора» в условиях гарантий, предоставляемых в рамках действия механизма специального инвестиционного контракта.

На протяжении отчетного периода велась разработка и согласование со всеми заинтересованными сторонами проекта СПИК, включающего в себя основные параметры и условия реализации в Калининградской области инвестиционного проекта «Модернизация действующего и создание нового промышленного производства с целью расширения и углубления технологических процессов изготовления новых моделей колёсных транспортных средств, включающие в себя создание современных сварочно-окрасочных мощностей».

Документ, в частности, предусматривает обязательства Компании по инвестициям в модернизацию и развитие производства, углубление локализации производства, в первую очередь, за счёт применения сварки и окраски кузовов новых моделей автомобилей, а также обязательства по ежегодным объёмам производства, размерам уплачиваемых налогов, количеству рабочих мест и т.д. с учетом специфики и уникальности автомобильного производства в Калининградской области, связанного с нишевым производством большого количества мелкосерийных моделей известных мировых брендов (более 30 моделей одновременно с учетом ежегодного обновления модельного ряда на 25%).

Практическая реализация инвестиционного проекта в условиях СПИК предполагает весомый вклад «Автотора» в создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, в том числе посредством загрузки транспортной инфраструктуры региона, включая железнодорожный, автомобильный транспорт и морские порты, а также загрузки промышленных, перерабатывающих и сервисных предприятий Калининградской области, развития рынка труда.

Предусматривается также участие привлечённых лиц в создании и реализации программы обеспечения транспортной безопасности региона посредством использования создаваемой морской паромной линии для перевозки производимой продукции при условии конкурентоспособности данного вида транспортных средств, создание условий для реализации возможностей поставщиков компонентов, узлов и агрегатов (модулей), выпускаемых или находящихся в свободном обращении на территории Российской Федерации, в том числе, в приоритетном порядке, местных производителей, поставлять для выпускаемой продукции в рамках реализации инвестиционного проекта компоненты, узлы и агрегаты, соответствующие требованиям компаний-владельцев брендов выпускаемой продукции по качеству, надёжности, цене и стандартам производственных процессов, с целью повышения величины создаваемой добавленной стоимости и с учётом реализации экономически эффективной программы оптимизации логистики поставки и использования компонентов для развиваемого производства в Калининградской области.

Предусматривается также освоение таких перспективных направлений как:

— производство инновационных автомобилей, в том числе гибридных или с электроприводом, если приемлемые объёмы продаж таких автомобилей на территории Российской Федерации смогут экономически обеспечить возможность их производства, включая развитие производства компонентов для таких автомобилей в стране;

— создание и развитие учебного, IT и инжинирингового центров

— инвестиции в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по изготовлению и испытаниям образцов узлов и деталей, планируемых к производству, включая работы по подготовке производства, выполняемые собственными силами или (и) по договорам со сторонними организациями в объеме, определяемом необходимостью их осуществления;

— организация системы поставки продукции на экспортные рынки в планируемом объёме.

В виду того, что специнвестконтракт является трехсторонним соглашением, условия деятельности Компании в ближайшие 10 лет будут определяться и обязательствами, которые в рамках соглашения принимают на себя Российская Федерация и Калининградская область, которые в частности, обязуются обеспечивать предоставление Компании в заявительном порядке налоговых льгот по уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, гарантировать неизменность в течение срока действия специального инвестиционного контракта предоставляемых Компании мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, обеспечивать сохранение основных экономических условий предпринимательской деятельности на территории Калининградской области, принимать меры по совершенствованию законодательства Калининградской области в целях содействия развития промышленных производств в регионе и создания благоприятного инвестиционного климата, осуществлять поддержку развития территорий, на которых реализуется Инвестиционный проект.

С учетом планируемого подписания и вступления в силу СПИК в 2019 году Компанией в течение всего отчетного периода проводились мероприятия по планированию и подготовке производства к работе в новых условиях. Это потребовало концентрации усилий по основным направлениям развития деятельности в рамках реализации нового инвестиционного проекта.

На первый план вышли задачи по созданию новых производственных мощностей, включая мощности для производства новых моделей автомобилей по полному циклу со сваркой и окраской кузовов, подбор нового технологического оборудования, вопросы строительства новых и модернизации существующих производственных площадей, оптимизации процесса производства, совершенствованию системы подготовки кадров с ориентацией на инженерно-технический, конструкторский и технологический персонал.

В то же время, в связи с ростом российского автомобильного рынка решались задачи по обеспечению увеличенного объема выпуска продукции при значительном расширении и обновлении модельного ряда. Таким образом, отчётный год стал показательным с точки зрения подготовки производственной, технологической и правовой базы для дальнейшего развития деятельности Компании в условиях стабильных долгосрочных правил. Со всеми поставленными в этот период задачами коллектив «Автотор» справился на высоком профессиональном уровне.

В отчетном периоде получил свое развитие и проект создания кластера полнопрофильных автомобильных производств. Ключевые направления деятельности в рамках данного проекта с одной стороны частично были интегрированы в инвестиционный проект специнвестконтракта, с другой — приобрели новый формат в рамках разработанного совместно с Правительством Калининградской области проекта по созданию цифровизированной инновационной и индустриальной территории Калининградской области «Калининград Z», предусматривающего создание на территории кластера трех взаимодополняющих элементов: инновационного научно-технологического центра, индустриального центра и «умного города» на 30 тыс. жителей. При создании этих элементов планируется внедрение цифровых решений, обеспечивающих их интеграцию в единую систему.

Город Z

При этом реализация проекта, как ожидается, будет способствовать решению задач в рамках федеральных проектов программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Предполагается, что создание «Калининград Z», прежде всего, внесет вклад в реализацию федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление» за счет внедрения цифровых технологий в строительстве, управлении городским хозяйством, а также создания платформы работы с данными и обращениями граждан, бизнеса и взаимодействия с властью. Проект в целом одобрен РСПП, РФПИ, Внешэкономбанком, Минфином России и представлен Президенту Российской Федерации.

В краткосрочной перспективе будет осуществляться проектирование и начало строительства объектов. На этом этапе потребуется поддержка внедрения в основном BIM-технологии. Реализация остальных решений и сервисов планируется на 2022-2024 года.

Наша справка

В 2018 году на предприятиях «Автотора» произведено 203 218 автомобилей. Компания одновременно выпускает 48 моделей автомобилей. В течение прошлого года поставлена на производство 31 новая модель автомобилей.

Общий объем закупки компонентов у локальных поставщиков в рамках реализации проектов «Автотора» по производству легковых и коммерческих автомобилей в Калининградской области в 2018 году превысил 2 млрд. руб.

В 2018 году предприятиями «Автотора» произведено товарной продукции более чем на 307 млрд. руб.,что на 42,2% превышает показатель прошлого года. Объем уплаченных налогов и сборов составил более 67 млрд. руб.

Средняя заработная плата работников предприятий «Автотор» в 2018 году составила 47,5 тыс. рублей, что на 49,2% превышает средний показатель по другим предприятиям региона.

Общий объем затрат на реализацию социальных программ и благотворительных проектов «Автотора» в 2018 году составил более 1,5 млрд. руб.

Всего в обеспечении деятельности предприятий «Автотора» занято (с учетом смежных отраслей) порядка 35 тысяч человек.