В Калининградской области — в окрестности поселка Пятидорожное Багратионовского городского округа — с 10 по 11 августа проходила поисковая экспедиция.
В пятый раз в истории поискового движения Калининградской области обнаружены и подняты обломки советского штурмовика Ил-2, сбитого немецкой зенитной артиллерией в небе Восточной Пруссии в годы Великой Отечественной войны, а также останки членов экипажа, не вернувшегося с боевого задания.
К этой августовской полевой экспедиции калининградские поисковики тщательно готовились, предварительно досконально изучив множество архивных документов и произведя разведку местности. В течение двух дней совместными усилиями двух общественных поисковых организаций «Совесть» и «Победа» при поддержке группы общественников объединения «Мамоновское историко-географическое общество при Мамоновском городском музее» был выполнен большой объем земляных и эксгумационных работ. По приглашению поисковиков в раскопках приняли участие врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов и председатель городского совета депутатов Калининграда Андрей Кропоткин.
О том, что в лесном овраге за поселком Жуково, недалеко от Пятидорожного, в войну разбился советский самолет, местные жители знали. В этом месте они находили алюминиевые обломки самолета, гильзы, другие предметы военной поры. Именно от них директор Мамоновского городского музея Дмитрий Шилов узнал о крушении боевой машины и обратился к Руслану Хисамову с просьбой проверить эту информацию.
Уже в самом начале разведки предполагаемого места гибели военного самолета стало понятно, что земля вокруг буквально нашпигована металлом – на это указывали постоянные сигналы металлодетекторов. Удалось установить точное место падения самолета. Контрольные шурфы подтвердили выводы поисковиков о том, откуда начать раскопки. Воронка от взрыва самолета на склоне крутого оврага угадывалась и через 72 года…
— Мы пришли к выводу, что в данном месте, возможно, разбился наш советский штурмовик Ил-2 под номером 5807 311-й авиационной дивизии 956-го авиационного полка1-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации Тимофея Хрюкина. В журналах боевых действий авиационно-штурмовых дивизий зафиксировано, что в данном районе было сбито семь экипажей наших самолетов. Погибли 14 человек, в том числе два Героя Советского Союза. На штурмовике номер 5807 воевал экипаж в составе летчика младшего лейтенанта Николая Сергеевича Гальченко и воздушного стрелка младшего сержанта Шотта Нестеровича Чубинидзе. До сих пор они числятся без вести пропавшими.
В журнале боевых действий четко указано, что 18 марта 1945 года самолет под номером 5807 при выполнении боевого задания был сбит огнем зенитной артиллерии противника и упал в одном километре западнее населенного пункта Штутенен. Сейчас данного населенного пункта не существует. А место, где мы ведем раскопки, как раз совпадает с этими координатами. Поэтому можно с большой долей вероятности утверждать, что это тот экипаж, о котором сказано в донесении, — сообщил Руслан Хисамов, руководитель поискового отряда «Совесть», возглавивший поисковую экспедицию, член Совета при губернаторе Калининградской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
…На рассвете 10 августа 30 человек приступили к раскопкам. Работали по цепочке, постепенно углубляясь в склон оврага. Находки пошли сразу, их счет перевалил за тысячу. Найденное бережно укладывали на полиэтиленовые пленки, отмывали от грязи и изучали.
— Вот элементы обшивки самолета, части двигателя, рамы, коробок, в которых находились ленты с патронами к авиационным пулеметам ШКАС. Куски проводов, части приборов, остатки лобового стекла кабины, парашютной системы, линейка, отвертки, искореженная ложка. Подняли одну из двух 23-миллиметровых пушек ВЯ-23. Патроны лежат отдельно. Из обломков извлекли раздробленные и обгоревшие фрагменты останков летчиков. Скорее всего, один из них сгорел, — пояснила руководитель поискового отряда «Победа» Александра Савченко.
— Самолет от удара о землю и взрыва разрушился, поэтому много мелких фрагментов. У меня в руках остатки деталей с несколькими цифрами заводского номера двигателя, который дублируется на многих деталях и узлах. Но пока попадаются разрозненные части, по которым нельзя узнать весь номер. Будем искать, тем более, что еще не все части бронекапсулы извлекли из земли, — поведал Александр Зайцев, боец поискового отряда «Совесть».
Среди находок – искореженные немецкие каски, фрагменты немецкой техники и вооружения, части повозок и лошадиной упряжи. Это говорит о том, что подбитый самолет летчик направил на вражескую колонну. Ведь в марте 1945 года гитлеровцы спешно отступали к заливу Фрише-Хаф (Калининградский залив) в районе Бальги. В это время там шли ожесточенные бои — 18 марта советскими войсками были взяты населенные пункты Брандербург (ныне Ушаково) и Людвигсорт (ныне Ладушкин).
…Тем временем работающие в раскопе Антон Алиханов и Андрей Кропоткин обнаружили крупный металлический предмет. Без веревки его не достать. Закрепили ее и общими усилиями извлекли из земли вторую авиационную пушку ВЯ 23-го калибра, весом под 70 килограммов. Она сильно деформировалась из-за удара. С нее тут же начали смывать налипшую глину.
Глина тут повсюду и склон оврага под дождем превратился в опасный каток. К слову сказать, поисковики работали без перерыва практически двое суток от рассвета до ночи, постоянно сменяя друг друга. Даже гроза не остановила их. Вот что рассказал Руслан Хисамов о результатах поисковой экспедиции:
— Вечером, 11 августа, мы завершили работу по подъему фрагментов советского штурмовика Ил-2. Он ушел под землю примерно на четыре метра и падал под небольшим углом. При соприкосновении с землей фюзеляж и бронекапсула самолета разлетелись на множество частей. Их мы тоже подняли. Причем большая часть кусков капсулы лежала в той части раскопа, откуда Антон Алиханов и Андрей Кропоткин извлекли пушку. А самое главное – в метре от пушки находился крупный узел двигателя, часть блока картера и редуктор лопастей. На многих узлах и фрагментах четко просматривается номер двигателя. Маркировка сохранилась, хотя прошло более 70 лет. Чтобы поднять на поверхность крупный узел, пришлось нанимать экскаватор, который мы использовали как кран. С экскаватором помог директор Мамоновского городского музея Дмитрий Шилов.
По глубине воронки, расположению редуктора в земле, оторванным лопастям, можно сказать, что самолет падал с включенным двигателем в направлении с северо-востока, под углом над большим скоплением живой силы и техники противника… Россыпь найденных в грунте множества стрелянных гильз вооружения штурмовика говорит о том, что летчик до последнего вздоха вел огонь по врагу, не выпуская гашетку из рук. Экипаж погиб геройски, нанеся серьезный урон врагу.
От падения нашего «летающего танка» образовалась воронка, которая за полвека заросла ольхой. Обломки самолета разлетелись до пятидесяти метров, их даже спустя 70 лет находили местные жители.
Теперь нам точно известен номер двигателя самолета, поэтому появился шанс установить имена членов героического экипажа. После ответа из архива Минобороны на наш запрос, станет ясно, кто отправился в тот последний полет. После идентификации останков начнем поиск родственников героев, ведь именно они принимают окончательное решение о захоронении останков.
Для нашего региона самолет — это редкая находка. Думаю, что мы будем продолжать поиски в этом же направлении, потому что в ходе Восточно-Прусской операции 1944-1945 годов было сбито много советских самолетов, места падений которых неизвестны, а члены экипажей числятся без вести пропавшими до сих пор».
По решению поисковиков часть обломков поднятого Ил-2, детали и узлы, какие-то вещи, другие находки будут переданы в Мамоновский городской музей для пополнения экспозиции.
Текст и фото: Тамара Волкова.