В Калининграде исполняющий обязанности директора Кафедрального собора, заслуженный деятель искусств России Аркадий Фельдман – о том, чего удалось добиться за полтора года руководства собором, о концертных проектах и состоянии органного комплекса.
— Аркадий Айзикович, расскажите, пожалуйста, о том, чем сейчас живёт Кафедральный собор? Что сделано Вами в первую очередь?
— Наши достижения можно разделить на несколько направлений, одно — творческого характера, другое — хозяйственного. С точки зрения творческой работы, прежде всего, необходимо отметить, что появился второй, Малый зал, где возможно проведение концертов камерного и других жанров, которые связаны с небольшими аудиториями, а также конференций и творческих встреч. Это дало возможность расширить концертную работу собора и приобщить к ней молодых музыкантов, а также привлечь интересные проекты.
Что касается основной деятельности собора, то есть органного комплекса — у нас теперь не один органист, а два. Сейчас профессионально готовится к работе в соборе третий человек, он будет выполнять функцию органного мастера, следить за состоянием инструментов. Присутствие двух органистов позволило нам привлечь значительно больше посетителей: ежедневно, кроме понедельника, у нас проходят два дневных органных концерта — сезон туризма в Калининграде захватывает чуть ли не 5-6 месяцев, поэтому такая уникальная форма – экскурсия плюс концерт – очень востребована. Кроме того, стала разнообразнее концертная деятельность собора, расширился круг приглашённых органистов, как иностранных, так и россиян.
И самое важное — расширился диапазон жанровой деятельности собора: у нас стали проходить концерты разных коллективов, выступали духовой оркестр, оркестр русских народных инструментов, камерные ансамбли. Творческая деятельность собора стала более многогранной, соответственно, появились новые идей, проекты, что, конечно, сделало более интересной в целом культурную жизнь Калининграда.
— В работе Музея Канта есть какие-либо изменения?
— Конечно, важно отметить и работу музея. Деятельность его в последнее время очень оживилась, поскольку там открылось помещение для временных экспозиций. Меняются выставки, постоянно проходят лекции по истории и искусству — появилась какая-то новая, живая струя в жизни музея. Кроме того, музей получил возможность хранить экспонаты не как было раньше, а в специальных помещениях. В нашем офисе на улице Нарвской для этого отведены два фондохранилища, отремонтированные в соответствии со всеми необходимыми требованиями.
Важнейшей частью хозяйственной деятельности собора за последнее время стало приведение в порядок офисных помещений, где теперь располагаются все службы. Сейчас это не арендованные, а собственные офисные помещения. Что касается здания самого собора, то была укреплена крыша. До этого медные листы на башенной части были прибиты обычными гвоздями, что недопустимо.
— В сентябрьской афише собора анонсирован фестиваль «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе». Программа фестиваля претерпела какие-то изменения по сравнению с предыдущими годами?
— Этот фестиваль девятый. Он всегда был довольно насыщенным, но и в этом году мы, уверен, сможем порадовать любителей музыки. Я думаю, что он будет интересен для слушателей разных возрастов и с разными предпочтениями. Программы все демократичные, доступные, они не носят чисто академический характер.
— После фестиваля планируются какие-то ещё крупные проекты?
— Мы уже начали подготовку к Рождественским праздникам. На новогодних каникулах у нас будет серия концертов. Собор примет участие в Днях литературы: состоится вечер «Наследники Серебряного века», где под музыку оркестра русских народных инструментов артисты драматического театра будет читать стихи поэтов Серебряного века. А, кроме того, на нашей площадке пройдут открытие и закрытие Дней литературы, в рамках которых выступят известные российские актеры театра и кино.
Ночные концерты также планируем повторять, поскольку на недавнем проекте «Однажды ночью в соборе…» был аншлаг — около 800 человек, были даже посетители, согласившиеся слушать концерт стоя, поскольку все места уже были заняты. Мы постараемся проводить больше мероприятий, привлекательных для молодёжи. Безусловно, все предлагаемые проекты проходят тщательный отбор, поскольку Кафедральный собор — особое место и нужно очень внимательно присматриваться и прислушиваться, что можно там показать.
3 декабря будет прекрасный концерт солистов Большого театра. Наша площадка подходит для подобного концерта как никакая другая, потому что естественная акустика Кафедрального собора очень хорошая. Солисты Большого театра готовы приехать и представить слушателям программу с Калининградским симфоническим оркестром, там будут фрагменты из опер, оперетт и мюзиклов.
— Недавно в прессе появились замечания по поводу работы органа. Имеются люди, полагающие, что инструмент находится не в лучшем состоянии. Вы можете прокомментировать этот вопрос?
— Выводы о работе органа может сделать только мастер. А личное мнение кого бы то ни было не может быть основой для подобных выводов. Во всяком случае, те специалисты, которые приезжали до сих пор, в том числе и из Германии, подтверждали, что орган находится в хорошем состоянии. Орган содержится под контролем
На круглом столе, который прошёл у нас в апреле с участием представителей органной элиты Москвы и Петербурга, было оговорено, что мы направим человека на обучение специальности органного мастера. Представители Санкт-Петербургской консерватории договорились с фирмой «Шуке», что к ним приедет учиться органный мастер именно для Кафедрального собора. Сейчас он проходит стажировку в Санкт-Петербурге, а потом — в Германии.
В декабре представитель фирмы «Шуке» приедет в Калининград и поможет органному мастеру освоиться в работе с органами. На данный момент орган в порядке, настроен, все механизмы работают. За ним в постоянном режиме следят и специалисты собора, и контролирует ситуацию специалист из Санкт-Петербурга. За все полтора года ни один концерт не был отменен или сорван. Все работает в штатном режиме. И мы ждем на наши концерты и калининградских любителей музыки, и гостей.
Беседовала Алена Мирошниченко.