В Калининграде специалисты строящейся (по факту не строящейся) Балтийской АЭС рассказали школьникам о том, как принципы производственной системы Росатома (ПСР) могут помочь обычным людям в повседневной жизни.
Лекция прошла 16 марта в Информационном центре по атомной энергии в Калининграде в рамках «Недели высоких технологий и технопредпринимательства-2017».
О том, что такое ПСР, учащиеся гимназии №32 в Калининграде узнали от главного специалиста группы «Обеспечение качества» ПТО УКС дирекции Балтийской АЭС Евгения Михайлова. По своей сути, ПСР – это система бережливого производства, в своё время заимствованная Росатомом у японского автомобильного концерна TOYOTA и доработанная с помощью отечественной НОУПиУ (научной организации труда, производства и управления).
Своя система бережливого производства есть у каждой уважающей себя высокотехнологичной компании. Благодаря ей, например, BOEING 777 стали собирать на 48% быстрее, время сборки BMW снижено ровно в половину, а та же TOYOTA экономит 35% на энергоресурсах. В Росатоме благодаря ПСР на некоторых предприятиях эффективность возросла до 65% (производитель центрифуг — ПАО «КМЗ») , прокомментировали в Калининграде сегодня, 16 марта 2017 года, собкору Мой Калининград в Информационном центре по атомной энергии.
Принципы ПСР эффективны не только на производствах, но и в офисе, поэтому Евгений Михайлов старался приводить примеры, понятные каждому школьнику: «Вы тоже работаете за столом, или за партой, как и я. По статистике, 30% времени мы тратим на ненужные вещи. Например, на поиск учебников, ластика стирательного. На ожидание учителя, если тот вдруг пришёл на работу не вовремя».
В год каждый офисный сотрудник тратит 70 дней на бесполезное времяпрепровождение, из 60 лет пять уходят на поиски ключей, документов, обуви, одежды и т.п. Половина всех потерь вызвана плохо скоординированными процессами, следствием чего являются длительное время ожидания и пробуксовки процессов. Остальное составляет непродуктивная деятельность офиса.
Разумеется, Евгений Михайлов привёл школьникам несколько примеров того, как можно исправить ситуацию, например, с помощью ПСР-инструмента «5С» (Сортировка, Соблюдение порядка, Содержание в чистоте, Стандартизация и Совершенствование).
«Вспомните свою комнату! Сколько в ней ненужного барахла? Выбросите всё не нужное! На рабочем столе должны быть только вещи, которыми вы пользуетесь каждый день или чаще. Если пользуетесь вещью раз в неделю, то она должна лежать в ящике стола. Если не чаще раза в два месяца, то где-то в комнате. Если еще реже – то эту вещь можно либо отнести на склад, либо продать, либо выбросить – она вам не нужна!»
Школьники, в свою очередь, сами рассказали о том, где бы они применили принципы ПСР в своём учебном заведении. Выяснилось, что больше всего времени на уроках тратится впустую из-за отсутствия дисциплины, когда учитель долго пытается утихомирить класс, но тут, как заметили эксперты, должен работать еще один принцип ПСР – «начни с себя».
Кто-то из учеников отметил хаос в гардеробе, по мнению школьников, запускать в него нужно людей организованно. Также ребята пожаловались на то, что во время короткой перемены им не всегда удаётся купить лимонад школьной столовой, тем более, если кто-то лезет без очереди. Но, и эту задачу можно решить с помощью ПСР – нужно лишь увеличить стойку буфета и исключить возможность пролезать без очереди, например, поставить ограждения.
Евгений Михайлов отметил, что все, кто обращается за помощью в Росатом, её получают, даже несмотря на то, что это непрофильный вид деятельности для госкорпорации. Не так давно врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов сообщил, что специалисты Росатома помогут региональному Минздраву совершить «поликлиническое чудо» и отрегулировать работу лечебных учреждений.
По мнению специалиста, работу поликлиник можно сделать на треть эффективнее, но для этого нужно максимально избавить врачей от бумажной работы, которую они к тому же вынуждены дублировать на компьютере:
— В регистратуре-то, что чаще используется, должно лежать ближе к регистратору. Если какой-то маленький домик, из которого приходят два человека, то в дальний угол кабинета можно ставить карточки этих пациентов, туда ходишь реже. В дом 100-квартирный ходишь чаще, поэтому карточки с улиц, на которых больше живёт народу, должны стоять ближе к работнику регистратуры. Это же простая логика…