В Калининградской области в управление Роспотребнадзора и его территориальные отделы в 2020 году поступило на рассмотрение 8118 обращений от граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций (2019 – 5744, 2018 – 4645).
В том числе письменных – 8014 – 98,7% (2019 – 5492, 2018 — 4645).
Общее число письменных обращений, поступивших на рассмотрение в 2020 году по отношению к 2019 году увеличилось на 31,5%. Обращения, направленные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в большинстве своем являлись заявлениями граждан – 6192 – 77,3% (2019 – 4011 (73%), 2018 — 3646 (78,5%).
С учётом неблагополучной ситуации по новой коронавирусной инфекции 87% обращений (в 2019 году 65%) поступило в формате почтового отправления и электронного документа, включая обращения на Единый портал Роспотребнадзора для подачи обращений граждан.
Все обращения рассмотрены в установленный законом срок. По статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц управления административные дела не возбуждались, прокомментировали в Калининграде сегодня, 1 февраля 2021 года, собкору Мой Калининград в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области.
Средний показатель активности населения области (количество письменных обращений на 1 000 жителей) составил – 8,1 (2019 – 5,5, 2018 – 4,7).
Анализ обращений показывает, что распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году внесло коррективы в структуру обращений. В 2020 году число обращений в сравнении с 2019 годом по санитарно-эпидемиологическим вопросам выросло в 1,6 раза (с 2570 до 4030), по вопросам защиты прав потребителей — в 1,3 раза (с 2922 до 3869). При этом обращения по эпидемиологическим вопросам выросли в 7,8 раза со 174 в 2019 году до 1352 обращений в 2020, 95% из них касались тематики новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В структуре всех обращений соотношение вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей составило 50,5% и 48,1% соответственно (2019 — 46,8% и 53,2% соответственно).
Анализ тематики по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения свидетельствует, что подавляющее большинство жалоб связано с вопросами мер профилактики новой коронавирусной инфекции – 33%. Обращения, связанные с нарушениями условий проживания в жилых помещениях, составили 11,3%. При этом следует отметь, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года число таких обращений снизилось на 16,5% (2019 — 21,6%) . Вопросы загрязнения окружающей среды, в т.ч. санитарное состояние атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, почвы, содержание территорий составили 11,3% (2019 — 12,3%), реализации некачественных пищевых продуктов – 6,6% (2019 — 11,7%); качества подаваемой воды населению – 6% (2019 — 8,7%), сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления – 4,3% (2019 – 6,6%).
В структуре обращений потребителей преобладают жалобы на качество выполненных работ и оказанных услуг — 83,4%. Наибольшее количество жалоб от потребителей поступило по вопросам: оказания услуг ЖКХ (15,1%), деятельности на финансовом рынке (4,5%), предоставления медицинских услуг (10,5%), услуг связи (5,1%) и бытового обслуживания населения (7,5%). Доля обращений на нарушение правил продажи отдельных видов товаров составила 16,6%.
Из общего числа поступивших письменных заявлений признаны обоснованными и относящимися к компетенции и полномочиям Роспотребнадзора – 6514 обращений.
Решение вопросов по 1500 (18,7%) (2019 — 15,8%, 2018 — 13,1%) обращениям не относились к компетенции Управления и в установленном порядке были перенаправлены по подведомственности в иные органы. В числе обращений, не относящихся к компетенции Управления, в связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекцией, в большинстве имеют место вопросы относящиеся к системе здравоохранения и касающиеся диагностики, лечения и госпитализации. Также в числе не относящихся к полномочиям Управления: вопросы жилищного законодательства (предоставление коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, условиям проживания и др.), вопросы содержания территорий городских и сельских поселений, банковского законодательства, здравоохранения (качество оказываемых услуг, постановка диагноза) и пр.
По результатам рассмотрения письменных обращений Управлением в пределах полномочий приняты меры, направленные на предупреждение и профилактику заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, а также на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, в т.ч.:
— по 6082 обращениям заявителям разъяснены нормы действующего законодательства в пределах установленной компетенции, в том числе порядка трети обратившимся в связи с имущественными спорами разъяснены права и порядок обращения в судебные органы, а также возможность участия Управления в судебной защите на стороне потребителя;
— по 149 обращениям организованы и проведены предварительные проверки поступившей информации;
— по 63 обращениям организованы и проведены внеплановые проверки, административные расследования и контрольные закупки. По итогам проверочных мероприятий в 65% случаев указанные в обращениях факты подтвердились. За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей хозяйствующие субъекты привлечены к административной ответственности (составлено 49 протоколов об административной ответственности). В целях устранения выявленных нарушений, а также причин и условий, способствующих правонарушениям, хозяйствующим субъектам направлено 97 предписаний и представлений. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 149 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. Осуществляется контроль их исполнения.
С целью реализации полномочий по защите в судебных органах, нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов потребителей, специалистами Управления подано в суд 34 иска, из них 17 в интересах неопределенного круга потребителей, 8 в защиту отдельных потребителей и 9 в защиту группы потребителей. Из рассмотренных судами 11 дел, удовлетворено в пользу потребителей 11 (100%) на общую сумму 1 443,0 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда 361,0 тыс. рублей.
Дано 143 заключения по делам в защиту прав потребителей. Из 115 (80,4%) гражданских дел, рассмотренных в 2020 году, по 96 делам судами удовлетворены требования потребителей на общую сумму 1 883,0 тыс. рублей, в т.ч. 523,0 тыс. рублей составила компенсация морального вреда.
По 634 обращениям проведена соответствующая превентивная работа, в результате чего требования потребителей на общую сумму около 3 млн. рублей удовлетворены хозяйствующими субъектами в досудебном порядке.
В ходе личных приемов уполномоченными должностными лицами приняты и поставлены на контроль с целью принятия исчерпывающих мер реагирования 6 письменных обращений граждан. 64 заявителя остались удовлетворены устными разъяснениями.
В ходе проведения тематических «горячих линий» по телефону проконсультировано около 7 тысяч человек.