В России в 2017 году владельца АО «ДМП-РМ», специализирующегося на рыболовном промысле, Дмитрия Дремлюгу признали иностранным собственником этой компании, так как у него выявили иностранное гражданство.
В связи с этим предприятие лишилось права на вылов водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации. А именно: квоты на 60 тысяч тонн минтая и сельди. Согласно установленному порядку, эту, освободившуюся, квоту на вылов рыбы должны были выставить на аукцион.
Но, так сказать, отъём квоты надо было оформить в судебном порядке. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратилась в суд первой инстанции и проиграла дело. Проиграла ФАС и арбитражный суд, в котором председательствовал судья Уточкин И. Н. И все же ФАС удалось выиграть по кассационной жалобе.
Дело сделано. Далее от ФАС требовалось лишь представить в Росрыболовство судебное решение, чтобы лишить ДМП-РМ злополучной квоты. Но этого не случилось. Почему?
В отношения ФАС и ДМП-РМ вдруг ввязалась «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК). Ее генеральный владелец — Глеб Франк — является зятем широко известного Геннадия Тимченко.
Так вот, в 2018 году РРПК купила ДМП-РМ. После этого, отношение ФАС к ДМП-РМ изменилось буквально чудесным образом. ФАС, выиграв дело, странным образом подписала с проигравшим оппонентом «мировое соглашение». Согласно этой бумаге, владельцы РРПК признаются добросовестными выгодоприобретателями. И этого-де достаточно, чтобы квоты АО «ДМП- РМ» перешли к ним, то есть, по сути дела, — к Франку. Напомним, 60 тысяч тонн минтая и сельди.
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) не может найти вразумительное объяснение случившемуся — соглашению между ФАС и ДМП-РМ. Ведь ФАС во все трубы трубит о том, что в рыболовецкой отрасли не хватает конкуренции. И потому нужно всячески развивать систему продажи квот через аукционы. Но для зятя Тимченко из-под аукциона (закона), буквально росчерком пера, вывели квоту на вылов 60 тысяч тонн рыбы.
— Какая же это конкуренция? — сетует Зверев. — Вольно или невольно приходишь к выводу о том, что ФАС устраивает эксклюзивные условия для избранной фирмы — АО «ДМП-РМ».
Истины ради, правоохранители не остались в стороне от этой дурно пахнущей истории. Прокуратура Москвы выступила против «мирового соглашения», посчитав его незаконным.
Арбитражный суд столицы, под председательством упомянутого судьи Уточкина, 8 февраля рассмотрел иск АО «ДМП-РМ» к ФАС. Антимонопольщики сказали, что им нужно дополнительное время для ознакомления с возражениями прокуратуры. Уточкин, судебное разбирательство не длилось и пяти минут, назначил на 1 марта новое заседание…
Что ж, наша редакция будет наблюдать над развитием событий.