Текущий год может оказаться существенное влияние на то, как будет развиваться рыбодобывающая отрасль России. Дело в том, что в 2018 году истекают десятилетние квоты на вылов краба, но уже есть те, кто суетится и пытается подмять прибыльный рынок под себя — путем изменения принципа распределения квот.
Владимиру Путину написали анонимное письмо, в котором призвали изменить порядок распределения квот на аукционы, которые, мол, должны заменить исторический принцип. Газета «Ведомости» отметила в своей публикации, что за письмом стояла Русская рыбопромышленная компания (РРПК), которую контролируют зять Тимченко Глеб Франк и брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев. РРПК занимает второе место в России по объему квот на вылов рыбы, но на рынке лова краба — компания новичок, которая, впрочем, имеет значительные аппетиты: в мае 2017 года за 10 миллиардов рублей были приобретены квоты на вылов 2500 тонн краба.
Между тем, против изменений метода распределения квот высказывались действующие игроки рынка, приводя справедливое экономическое обоснование: их инвестиционная программа может сократиться в 10 раз — с 600 до 60 миллиардов рублей на ближайшие десять лет. Но проблема не только в инвестициях: если законодательство измениться, то компаниям предстоит принять непростой выбор — либо вкладываться в флот или же наполнять кубышку для того, чтобы иметь возможность принять участие в аукционе. Против изменения правил высказались и главы регионов, где ведется лов краба, указывают «Новые Известия».
И то, что проблема действительно серьезная, говорят дискуссии в правительстве РФ. В частности, глава Росрыболовства Илья Шестаков признался, что «решения пока нет» и придется искать компромисс, если все же будет решено менять законодательство. И решать придется быстро — в апреле должна начаться заявочная кампания. Пока же, кажется, рыбацкое сообщество одержало первую победу в борьбе за развитие отрасли. Ведь авторы письма Путину уже идут на попятную, уверяя, что готовы к компромиссу: теперь предлагается разыграть 40% квот на торгах, еще 40% — распределить «по историческому принципу», а, оставшиеся 20% — передать инвесторам.