Школьники из Калининграда стали победителями и призерами всероссийской командной инженерной Олимпиады НТИ

В Сочи подвели итоги большого всероссийской командной инженерной олимпиады школьников «Олимпиада Национальной технологической инициативы», прошедшей на базе образовательного центра «Сириус».

0329403249090909023432Наибольшее количество побед одержали учащиеся из Москвы, Казани и Новосибирска. Лучшими также стали школьники из Уфы, Курска, Йошкар-Олы, Калининграда, Красноярска, Ростова-на-Дону, Тюмени. А школьники из Калининграда оказались среди призеров.

Финалисты соревновались по 12 профилям, среди которых направления, связанные с беспилотным транспортом, интеллектуальной энергетикой, малой космонавтикой, нейро- и биотехнологиями и другими передовыми научными областями. Профили Олимпиады соответствуют отраслевым приоритетам НТИ — программы глобального технологического лидерства России к 2035 году.

«Образовательная траектория участников олимпиады не заканчивается институтами, нам нужно ориентировать детей на будущее место работы. Очень симптоматично, что практически все треки, которые мы видим, проводятся в партнерстве с российскими компаниями, которые на следующем этапе биографии олимпиадников будут рады их принять. Нужно сделать так, чтобы число этих компаний росло с масштабом самой олимпиады», — рассказал статс-секретарь, заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев.

В свою очередь заместитель руководителя рабочей группы НТИ «Кружковое движение» и секретарь оргкомитета олимпиады Алексей Федосеев отметил, что финалисты получили возможность работать с реальным инженерным оборудованием, применяя на практике продемонстрированные на отборочных этапах знания: «В олимпиаде следующего года ожидается несколько новых профилей, среди которых информационная безопасность, 3d-моделирование, работа с блокчейнами и новые финансовые технологии, подводная робототехника и другие», — сказал он.

Список победителей и призеров

Автономные транспортные системы

Участники работали над созданием комплексной транспортной сети: корабль, машина, коптер, которые ориентируются при помощи спутника и доставляют груз.

Для каждого транспортного средства необходимо решить две задачи: глобальную (сориентировать ТС при помощи данных со спутника и довезти груз в конкретный порт, который стыкуется со следующим ТС, ожидающим груз — за исключением последнего этапа, коптеры не используют спутник для ориентации) и локальную (в рамках движения каждого ТС избегать столкновений с препятствиями, реагировать на дорожную ситуацию, светофоры и т.д.).

Команда-победитель: Вжух и в продакшн

Участники команды:

  1. Валерий Белавенцев, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  2. Лев Литвинов, 11 класс, пос. Горняк, Гимназия № 3
  3. Валерий Васильев, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  4. Александр Серянин, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  5. Михаил Лямаев, 11 класс, Уссурийск, школа № 25

Спец. приз от РВК — практика в одном из фаблабов России.

Призеры

  1. Михаил Лямаев, 11 класс, Уссурийск, школа № 25
  2. Серянин Александр, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  3. Баханов Артем, 10 класс, Черноголовка, школа № 82
  4. Калинин Григорий, 9 класс, Ковров, школа № 22
  5. Цветков Иван, 10 класс, Москва, школа № 444
  6. Власов Семён, 10 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  7. Дунаев Алексей, 11 класс, Йошкар-Ола, ГБОУ республики Марий-Эл (Политехнический лицей-интернат)
  8. Опякин Роман, 11 класс, Уфа, Лицей № 153

Победители

  1. Белавенцев Валерий, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007
  2. Литвинов Лев, 11 класс, пос. Горняк, Гимназия № 3
  3. Васильев Валерий, 11 класс, Москва, Физмат школа № 2007

Большие данные и машинное обучение

Финальное задание профиля состояло из двух частей: определить автора отрывка из дневника (конца XIX — начала XX века) и выявить определенные значения объектов из предложенного текста (отрывки из книг памяти): фамилию, имя, отчество, дату и место рождения и другие объекты. В обеих задачах финалисты использовали большие объемы неразмеченных данных.

Команда-победитель (в категории 9 класс): KvantKen

Участники команды:

  • Гринченко Кирилл, 9 класс, Калининград, школа 31
  • Дубынин Алексей, 9 класс, Калининград, школа 31
  • Пасечнюк Дмитрий, 8 класс, Калининград, МБОУ СОШ «Школа будущего»

Команда-победитель (в категории 10-11 класс): На 20% круче

Участники команды:

  • Иванов Евгений, 10 класс, Курган, Гимназия № 47
  • Себякин Андрей, 10 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Сергачев Данила, 11 класс, Курс, Лицей № 31

Призеры

  1. Сергачев Даниил, 11 класс, Курск, Лицей № 31
  2. Иванов Евгений, 10 класс, Курган, Гимназия № 47
  3. Емельяненко Дмитрий, 11 класс, Москва, школа № 179 МИИО
  4. Творожков Андрей, 11 класс, Москва, школа № 2101
  5. Калугин Владислав, 11 класс, Барнаул, Гимназия № 123
  6. Панасова Анастасия, 11 класс, Смоленск, Смоленский ФМЛ при МИФИ
  7. Шабат Дмитрий, 9 класс, Москва, школа № 444

Победители

  1. Жидков Всеволод, 9 класс, Воткинск, Воткинский лицей
  2. Попов Антон, 11 класс, Сыктывкар, Лицей народной дипломатии
  3. Себякин Андрей, 10 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы

Интеллектуальные энергетические системы

Задание направления заключается в проектировании и управлении умными сетями на специально разработанном стенде. Стенд включает в себя модель небольшого поселения с объектами генерации (электростанции, ветрогенераторы и т.п.), потребителями разного уровня (дома, больницы, промышленность) и соединяющей сетью. Стенд воссоздает реальные условия — изменения освещенности, ветра и т.д. Команды моделируют управляющие компании, которые должны обеспечить потребителей без потерь, а также наиболее эффективно распорядиться доступными ресурсами (в том числе продать излишки электроэнергии и т.д.). Это испытание, в котором побеждает команда не только продвинутая в инженерном смысле, но и экономически подкованная, способная реализовать наилучшую стратегию.

 Команда-победитель: Тесла

Участники команды:

  • Трубачев Илья, 10 класс, Красноярск, школа № 3
  • Джикирба Кирилл, 11 класс, Иваново, лицей № 33
  • Шляхов Михаил, 10 класс, Ростов-на-Дону, Лицей ФГБОУ ВО РГУПС
  • Донцова Мария, 11 класс, Балаково, Гимназия № 1
  • Хайруллин Мурат, 9 класс, Уфа, Гимназия № 3

Призеры

  1. Шляхов Михаил, 10 класс, Ростов-на-Дону, Лицей ФГБОУ ВО РГУПС
  2. Донцова Мария, 11 класс, Балаково, Гимназия № 1
  3. Хайруллин Мурат, 9 класс, Уфа, Гимназия № 3
  4. Маланин Сергей, 10 класс, Санкт-Петербург, Гимназия № 1
  5. Кирсанов Даниил, 10 класс, Астрахань, Гимназия № 1
  6. Сырников Евгений, 11 класс, Заречный, МАО ГО Заречный СОШ № 1

Победители

  1. Трубачев Илья, 10 класс, Красноярск, школа № 3
  2. Джикирба Кирилл, 11 класс, Иваново, лицей № 33

Инженерные биологические системы

Для школьников 9 класса и младше работа в области биотехнологий строилась вокруг трехуровневой аквапонной установки. Каждой команде участников был предложен одинаковый набор, состоящий из трех сообщающихся аквариумов (с рыбами, высшими растениями и почвой), оснащенных датчиками для измерения химических, температурных и биологических показателей.

Команда-победитель (в категории 9 класс): Futech

Участники команды:

  • Анастасия Афанасьева, 9 класс, Москва, школа 2090
  • Яна Балацкая, 9 класс, Москва, школа 2090
  • Николай Лебедев, 9 класс, Барнаул, МБОУ Лицей «Сигма»

Команды участников 10-11 классов работали над проектом по получению целевого белка путем проведения клонирования и трансформации клеток при помощи методов молекулярной биологии и генной инженерии. Школьники проводили агарозный электрофорез, определить по нему образец с плазмидой, необходимой для запуска качественной трансформации клеток. Определив, где какая плазмида, команды трансформировали клетки и проводили посев трансформанты на агаризованные среды.

Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Organs of Labor

Участники команды:

  • Изюмов Игорь, 10 класс, Череповец, МБОУ Сош № 10
  • Русина Элина, 10 класс, Череповец, МБОУ Сош № 10
  • Порванова Евгения, 10 класс, Дубровка, ЛИ ФГБОУ ВО «КНИТУ»

Призеры

  1. Балацкая Яна, 9 класс, Москва, школа 2090
  2. Вольнов Петр, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  3. Смирнов Михаил, 11 класс, Озерск, МБОУ Лицей № 39
  4. Ризатдинова Софи, 11 класс, Йошкар-Ола, ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В.Ломоносова»

Победители

  1. Руднева Дарья, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  2. Тишкова Мария, 11 класс, Новосибирск, Лицей № 22 «Надежда Сибири»

Электронная инженерия: умный дом

Команды продумывали системы безопасности, проектировали оснащение умного дома датчиками движения, освещения, уровня дыма и учитывали дополнительные, возникающие по ходу проектирования условия (проникновение в дом посторонних, отслеживать открытые/закрытые двери и окна).

Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Lonely Sabotage

  • Мифтахова Амина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Осокин Егор, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Ризатдинов Камиль, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Степанов Вадим, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Талалаева Руфина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Чернухина Ольга, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Призеры

  1. Ризатдинов Камиль, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  2. Мифтахова Амина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  3. Валеев Ренат, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  4. Степанов Вадим, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  5. Чернухина Ольга, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  6. Сафин Инсаф, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Победители

  1. Осокин Егор, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Современные структуры и материалы

Финалистам было необходимо провести химический синтез и получить сферы диоксида кремния. После этого, используя полученный золь, участники сформировали фотонно-кристаллические пленки и для лучшего из образцов с помощью современных методов исследования определили размеры частиц, образующих пленку.

Команда-победитель: Алхимики

Участники команды:

  • Ажугим Денис, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
  • Боткина Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
  • Кушнир Иван, 10 класс, Москва, Лицей № 1435

Призеры

  • Боткина Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1435
  • Денисова Александра, 9 класс, Ижевск, Гуманитарный Юридический Лицей № 86
  • Кушнир Иван, 10 класс, Москва, Лицей № 1435

Победитель

  1. Чекин Игорь, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы

Интеллектуальные робототехнические системы Финалисты решали задачу навигации и локализации робототехнического устройства в помещении. Исходя из поставленной задачи, школьники собирали электро-механическую часть проекта, затем оценивали целесообразность использования того или иного набора датчиков, а также определяли нужное количество. Но основная работа, которую необходимо было выполнить — спроектировать и отладить устройство управления, которое позволяло бы выполнить главную часть задачи: проложить оптимальный маршрут на модели склада.

Команда-победитель: YoS

Участники команды:

  • Курейкин Максим, 10 класс, Киров, Кировский Физмат Лицей (КОГОАУ «КФМЛ»)
  • Романов Вячеслав, 10 класс, Киров, МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова

Призеры

  1. Макаренко Илья, 10 класс, Железногорск, Школа Космонавтики
  2. Курейкин Максим, 10 класс, Киров, Кировский Физмат Лицей (КОГОАУ «КФМЛ»)
  3. Романов Вячеслав, 10 класс, Киров, МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова

Победитель

  1. Гариханов Айдар, 10 класс, Казань, IT-Лицей КФУ

Нейротехнологии

Финалисты собирали модель промышленного манипулятора, управляемого с помощью биосигналов человека. Принципы, использующиеся при решении этой задачи, используются во многих современных направлениях — от управления бионическими протезами человеческой руки до создания систем мониторинга восстановления мышечной активности человека. Участники работали над созданием производственного манипулятора, управление которым осуществляется с помощью биосигналов.

Команда-победитель (в категории 9 класс): FTL-Neuro

Участники команды:

  • Баринов Даниил, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Плужник Вероника, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы
  • Плужник Ангелина, 9 класс, Долгопрудный, Физтех лицей им. Капицы

Команда-победитель (в категории 10-11 класс): Gravity Участники команды:

  • Чепурова Алла, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Попутников Георгий, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Шептур Ангелина, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Призеры направления «Нейротехнологии»

  • Чепурова Алла, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Попутников Георгий, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Ядерные технологии

Ребята работали с макетом АЭС, максимально точно моделирующим процессы, происходящие в ядерном реакторе и энергетическом оборудовании. Изучали и корректировали параметры АЭС, доступные к регулированию. Каждая команда управляла собственным макетом с помощью компьютерного моделирования.

Команда-победитель: Ковер Участники команды:

  • Даниличев Денис, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Румянцев Владислав, 8 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Гребенюк Вадим, 8 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Горевских Владислав, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  • Доленко Александр, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия

Призеры

  1. Бахарева Анастасия, 11 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия
  2. Даниличев Денис, 9 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия

Победитель

  1. Сапоцкий Даниил, 10 класс, Новосибирск, Вторая Новосибирская Гимназия

Беспилотные авиационные системы

Участники собирали модель коптера и настраивали работы систем и контроллеров для ориентации внутри прозрачного куба и прохождения конкретного маршрута.

Команда-победитель: Out of pilot Участники команды:

  • Евгений Транцев, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Шигапов Тагир, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  • Моисеев Никита, 11 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»

Призеры

  1. Транцев Евгений, 10 класс, Иннополис, Лицей «Иннополис»
  2. Григорьева Екатерина, 9 класс, Новосибирск, Аэрокосмический лицей им. Ю. В. Кондратюка

Технологии беспроводной связи

Ребята решали задачу беспроводной безопасной передачи сложных данных в условиях зашумленного и ограниченного канала связи. Сначала им пришлось поработать над передачей данных в зашумленном канале, а затем — получить как можно более точные данные и при помощи аддитивных технологий воссоздать функциональную часть демонстрируемого устройства. Т.е. в начале отсканировать, потом передать, а потом распечатать деталь на 3D принтере так, чтобы распечатанная деталь встала в систему шестеренок и отработала правильно.

Команда-победитель: Буйный чайник

Участники команды:

  • Бойко Илья, 10 класс, Краснодар, Школа № 101
  • Волкова Вероника, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
  • Душко Ирина, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
  • Евсеев Максим, 10 класс, Донской, Гимназия № 20
  • Исаков Антон, 10 класс, Красноярск, Лицей № 7
  • Набиуллина Алсу, 10 класс, Иннополис, «Лицей Иннополис»

Призеры

  1. Исаков Антон, 10 класс, Красноярск, Лицей № 7
  2. Ильина Елизавета, 8 класс, Красноярск, Школа № 143

Победитель

  1. Гусева Полина, 10 класс, Москва, Лицей № 1580

Системы связи и ДЗЗ (Космические системы)

В распоряжении команд-участников находился конструктор, моделирующий все основные функции космического аппарата. Отработку задания участники осуществляли на специальном стенде, имитирующем космическое пространство: вращающийся глобус, подвес на нити для создания условий невесомости и прожектор, играющий роль Солнца. Оценивалось задание по двум критериям: скорость передачи данных, которую нужно максимизировать и, потери данных при передаче, которые нужно минимизировать

Команда-победитель: ВИАС

Участники команды:

  • Ярошевич Александр, 11 класс, Москва, школа 1375
  • Гирин Иван, 11 класс, Москва, школа 1375
  • Буссе Александр, 11 класс, Звенигово, ЗСОШ № 3
  • Сизов Иван, 10 класс, Вологда, Лицей № 32

Призеры

  • Ярошевич Александр, 11 класс, Москва, школа 1375
  • Гирин Иван, 11 класс, Москва, школа 1375
  • Сунгатуллина Гульнара, 10 класс, Иннополис, Лицей Иннополис
  • Смолин Владимир, 11 класс, Тюмень, Общеобразовательный Лицей ТИУ

Победители

  1. Сизов Иван, 10 класс, Вологда, Лицей № 32
  2. Буссе Александр, 11 класс, Звенигово, ЗСОШ № 3
Читать новости удобнее в  Telegram