Федеральный бюджет в I квартале: почему удалось добиться профицита

Исполнение федерального бюджета в I квартале 2019 года происходило в условиях замедления деловой активности в российской экономике и ухудшения ее показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Разбираемся, каким образом удалось достигнуть профицита бюджета.

imageТемпы роста ВВП в январе — марте снизились до 0,8% (против 1,1% роста в I квартале 2018 года), инфляция ускорилась до 5,2% (против 2,3% в I квартале 2018), реально располагаемые доходы россиян сократились на 2,3% (прирост на 3%). При этом средняя цена нефти и курс рубля в I квартале нынешнего года были ниже уровня 2018 года.

Несмотря на указанные факторы, основные параметры федерального бюджета исполнены с ростом в реальном выражении к аналогичному кварталу 2018

Доходы федерального бюджета за I квартал 2019 года составили 4,6 трлн рублей, что на 0,5 трлн больше в сравнении с их значением в январе — марте прошлого года. В реальном выражении с учетом темпов инфляции за указанный период (5,2%) доходы федерального бюджета выросли на 7%, в том числе нефтегазовые — на 1,9%, ненефтегазовые — на 11,4%.

Расходы федерального бюджета выросли на 0,3 трлн рублей — до 4 трлн рублей. В реальном выражении расходы бюджета выросли на 3% в сравнении с прошлым годом, в том числе непроцентные расходы выросли на 4,8%, процентные расходы (расходы на обслуживание государственного долга) сократились на 26,4%.

Откуда профицит. В итоге федеральный бюджет за I квартал был исполнен с профицитом более 0,5 трлн рублей (или 2,2% ВВП), что на 0,2 трлн больше, чем в I квартале 2018 года. Первичный профицит бюджета составил 0,7 трлн рублей, или на 21,6% больше в реальном выражении, чем годом ранее.

Увеличение показателей федерального бюджета в номинальном и реальном выражении в I квартале при менее благоприятной конъюнктуре обусловлено рядом причин: ростом ставки НДС и высоким уровнем налоговой базы по нему по итогам IV квартала 2018 года; индексацией ставок акцизов; превышением фактической цены на нефть ее средней величины, заложенной при утверждении нефтегазовых доходов федерального бюджета; ростом поступлений налога на прибыль в результате его перерасчета по итогам IV квартала 2018 года, а также ростом поступлений неналоговых доходов от управления федеральным имуществом в форме дивидендов, части прибыли, доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. Высокий профицит федерального бюджета в I квартале связан также с календарным графиком исполнения бюджетных расходов. Исторически сложилось, что значительная часть расходов федерального бюджета (более 30%) приходится на IV квартал года.

Все идет по плану. Доходы федерального бюджета в I квартале 2019 года составили 4589,2 млрд рублей, или 23% от общего объема доходов федерального бюджета, утвержденного законом № 459­ФЗ (19 969,3 млрд рублей), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 514,6 млрд рублей, или на 12,6% без учета инфляции.

Нефтегазовые доходы за три месяца 2019 года исполнены на 24% от утвержденного годового плана. Они увеличились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 7,2%. Ненефтегазовые доходы составили 22,2% от утвержденного годового плана (+17,2%).

В общем объеме доходов федерального бюджета в январе — марте доля налоговых доходов составила 77,76% (выше на 0,76 п.п., чем в I квартале 2018 года), а доля неналоговых доходов — 21,95%, что на 0,85 п.п. ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Исполнение федерального бюджета за I квартал 2019 года по главным администраторам доходов сложилось следующим образом:

Федеральная налоговая служба — 3,027 трлн рублей (24,6% от утвержденных законом годовых назначений);

Федеральная таможенная служба — 1,309 трлн рублей (22%);

прочие администраторы доходов — 0,253 трлн рублей (15%).

Нефть и газ. В структуре доходов при преобладании нефтегазовых доходов (43,4%) отмечается уменьшение их доли по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 2,2 п.п. Это обусловлено снижением цены на российскую нефть марки Urals на 3% в сравнении с ее средней величиной в I квартале 2018 года, возмещением акцизов на нефтяное сырье при увеличении физического объема экспорта нефти на 6,2% и изменением порядка расчета вывозных таможенных пошлин и НДПИ на нефть в рамках завершения налогового маневра с начала 2019 года. Увеличение добычи и экспорта топливно-энергетических товаров, ослабление курса рубля, изменение порядка расчета нефтегазовых доходов в I квартале нынешнего года определили увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 7,2%. На рост нефтегазовых доходов оказало влияние увеличение поступлений НДПИ в виде углеводородного сырья на 15,7%.

В общем объеме ненефтегазовых доходов основную долю составили налог на добавленную стоимость (64,5%), налог на прибыль (9,8%), акцизы по подакцизным товарам (6,9%), доходы от внешнеэкономической деятельности (5,7%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности России (3,8%), а также платежи при пользовании природными ресурсами (4,1%).

НДС и акцизы. Поступление внутреннего НДС в I квартале 2019 года увеличилось на 11,2%, что сопоставимо с результатами аналогичного периода прошлого года. Основными факторами, определившими увеличение НДС в начале года, стали:

рост ВВП на 14,8% в номинальном выражении в IV квартале 2018 года;

рост налоговой базы по НДС за IV квартал 2018 на 6,1% при сокращении доли налоговых вычетов в исчисленной сумме налога на 0,64 п.п. (с 91,3 до 92%);

рост объема возмещения сумм НДС из бюджета. Увеличение ставки НДС с 18 до 20% в основном определило рост поступлений НДС на ввозимые товары (на 20,8%) и акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым в Россию при отрицательной динамике импорта.

Поступление налога на прибыль организаций составило 26,5% от прогноза поступлений. Оно увеличилось на 22,3% за счет годовых перерасчетов по результатам деятельности за IV квартал 2018 года; увеличения доходов от уплаты налога на прибыль при выполнении соглашений о разработке месторождений нефти и газа, доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов, полученных в виде дивидендов; сокращения налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Военные и социальные расходы снова в лидерах. Расходы бюджета в I квартале 2019 года составили 4043,6 млрд рублей, или 22,4% от их годового назначения, утвержденного федеральным законом № 459­ФЗ (18 782,8 млрд рублей), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 312,8 млрд рублей, или на 10,2% без учета инфляции. Таким образом, общий процент исполнения расходов федерального бюджета за январь — март к годовым назначениям по сравнению с I кварталом 2018 года (22,6%) практически не изменился. Вместе с тем к уточненной годовой бюджетной росписи исполнение расходов федерального бюджета снизилось до 21,5%.

Наибольший процент исполнения (свыше 25% от годовых назначений) произошел по таким направлениям расходов, как «Охрана окружающей среды» (33,3%), «Национальная оборона» (30,9%), «Социальная политика» (27,5%). Также более чем на 20% от годовых назначений исполнены расходы на здравоохранение (24,5%) и межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы РФ (22,5%).

Наихудшее исполнение за I квартал 2019 года произошло по направлениям «Национальная экономика» (10,9%) и «Физическая культура и спорт» (11,6%).

Долговая нагрузка растет в пределах нормы. Объем российского госдолга на конец I квартала составил 12 803,2 млрд рублей (12,1% от утвержденного ВВП). В январе — марте объем государственного внутреннего долга увеличился на 3,5% и по состоянию на 1 марта 2019 года составил 9497,3 млрд рублей, достигнув 82% верхнего предела. При этом объем внешнего долга увеличился на 3,9% и составил 51,1 млрд долларов, достигнув 79% верхнего предела.

Рост государственного внутреннего долга за I квартал 2019 года определили размещение новых выпусков ОФЗ (490,5 млрд рублей) и индексация ОФЗ-ИН (облигации федерального займа с номиналом, индексируемым в зависимости от уровня инфляции). При этом план размещения ОФЗ был перевыполнен на 9% (450 млрд рублей по номиналу). Он был обеспечен высоким спросом на ОФЗ со стороны инвесторов, прежде всего нерезидентов, на фоне восстановления цен на нефть и отсутствия новых санкций со стороны США, а также благодаря новому механизму проведения аукционов.

Показатели долговой устойчивости России в основном не превышают пороговых значений. Однако для федерального бюджета сохраняются риски госдолга, связанные с ухудшением конъюнктуры долговых рынков, нарастанием геополитической напряженности, активной долговой политикой субъектов РФ и корпоративных заемщиков.

Резервы «похудели» в рублях. По состоянию на 1 апреля 2019 года объем ФНБ составил 3828,2 млрд рублей, что эквивалентно 59,1 млрд долларов. В рублевом выражении средства фонда за I квартал сократились из-за ослабления российской валюты на 208 млрд рублей. Ввиду отрицательных курсовых разниц, уменьшивших рублевый объем фонда, его процентное отношение к ВВП также снизилось на 0,1%. В долларовом выражении его объем остался практически неизменным.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в долларах, за период с 15 декабря 2018 года по 31 марта нынешнего года составила 188,6 млн долларов (12 210,2 млн рублей). Курсовая разница от переоценки средств фонда за период с 1 января по 31 марта 2019 года составила отрицательную величину, равную 207 799,1 млн рублей.

В марте 2019 года в федеральный бюджет поступили доходы от размещения средств ФНБ:

а) в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, — в сумме 1979,9 млн рублей, что эквивалентно 30,09 млн долларов США;

б) на депозитах в ВЭБ.РФ — в сумме 65,7 млн рублей, что эквивалентно 1 млн долларов США.

Совокупный доход от размещения средств ФНБ в разрешенные финансовые активы, за исключением средств на счетах в Банке России, в 2019 году составил 5871,2 млн рублей, или 87,61 млн долларов.

Ольга Гришина, профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова,

Эльвира Омшанова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова,

Алла Чалова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова, специально для Мой Калининград.

Читать новости удобнее в  Telegram