Эксперты назвали факторы, влияющие на рост цен на продукты питания

Российские экономисты не согласились с выводами экспертов агентства Bloomberg, сообщивших о грозящем стране дефиците продуктов питания и серьёзном удорожании цен на них, что может привести к массовым акциям протеста. Международное информационное агентство поставило Москву в один ряд с Бразилией, Индией, Нигерией и Турцией.

meat-2758553_1280 

«Какая-то глупость. Совершенно разные страны по уровню продовольственной инфляции и по уровню расходов на продовольствие, совершенно разные страны по уровню богатства», — прокомментировал «Новой газете» директор аналитического центра «Совэкон» экономист Андрей Сизов.

По его словам, объективный тренд на повышение цен на продукты питания в стране соответствует общемировому, поскольку в конце 2020 года мировые цены на еду установили шестилетний рекорд, достигнув максимальных значений с 2014 года – об этом говорится в докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. А вот о дефиците вообще говорить не приходится – в России производится достаточный объём продукции, способный покрыть не только нужды граждан, но и соседних государств. Российский агропром ежегодно демонстрирует рост производства, положительную динамику отрасль показала даже в ковидный год на фоне сокращения экономики в целом.

Министерство сельского хозяйства грамотно пользуется доступным инструментарием, давая возможность бизнесу своевременно и в полном объёме получать необходимые кредитные средства и сельскохозяйственную технику. Это положительно сказывается на секторе экономике: в 2020 году производство сельхозпродукции выросло в годовом выражении на 5,3% — до 6,1 триллиона рублей. Страна собрала 133,5 миллиона тонн зерна, рекордные урожаи тепличных овощей, а также ягод и плодов.

Однако рост цен был и не заметить его было невозможно. Крайнее негодование вызвали ценники на масло, муку и сахар, которые работники торговых сетей переписывали едва ли не каждый день. Подорожали овощи и фрукты. Ситуация дошла до того, что вмешаться пришлось Владимиру Путину, потребовавшему от правительства срочно обуздать самых ретивых бизнесменов, поставивших во главу угла не интересы граждан, а собственную маржинальность.

В целом продуктовая инфляция в России в 2020 году составила 6,7%. И тут важно понимать, что стало причиной роста цен на продукты питания. Факторов несколько. Сколько бы ни старался Минсельхоз обеспечить широкую товарную номенклатуру на полках магазинов, а повлиять на курс рубля, стоимость автомобильного топлива, электроэнергии или воды у него возможности нет. А именно эти факторы и закладываются производителями в конечную цену того или иного товара.

А между тем, в 2019 году доллар стоил 60 рублей, а в 2020 году – уже 75. Поскольку многие российские производители по-прежнему зависят от иностранных комплектующих, сервиса или пищевых добавок, то и цены удержать при ослаблении рубля было попросту невозможно. Топливо только в декабре 2020 года увеличилось в цене на 5,5%, а в январе нынешнего – ещё на 8,5%. Разумеется, остаться без последствий это не могло и, конечно, не осталось.

Много вопросов возникло к Минэкономики. И критика была вполне справедливой: ведомство должным образом и вовремя не спрогнозировало спрос и предложение конкретных товарных групп, что привело к скачкам цен. Начались и разговоры про возможную угрозу продовольственной безопасности, за которую отвечает Минсельхоз. Но, по мнению управляющего партнёра Agro and Food communications Ильи Березнюка, профильное для сельского хозяйства ведомство критиковать нужно меньше всего: его задача обеспечить рост производства продукции, необходимой для обеспечения продовольственной безопасности страны и он с ней успешно справляется.

«Стоимость ГСМ, тарифов на коммунальные услуги, кормов для птицы, которые частично закупаются в Бразилии, — все эти факторы влияют на конечную себестоимость продукта. К тому же, продукты в принципе дорожают — это общемировой тренд», — поясняет Березнюк.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что правительству Михаила Мишустина предстоит много работы, ведь цены на продовольствие – один из важнейших факторов доверия и понимания со стороны граждан.