Кант и революция

В Калининграде в БФУ имени Канта 9 ноября стартовала международная научная конференция «»Нет права на восстание». Кант и проблема революции в политической философии XVIII–XXI веков».

Об этом в Калининграде 13 ноября сообщил БФУ, не указав дату окончания акции.

imageКак заявлено, важным подспорьем для осмысления революции как явления (в том числе, разумеется, и Октябрьской 1917 года) можно считать философские размышления Канта о Французской революции. Именно Канту удалось, как сформулировано, проблематизировать исторический, правовой и этический смысл этого феномена, что значительно повлияло на последующую дискуссию.

В конференции, которая организована Академией Кантиана Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта при финансовой поддержке Проекта 5-100, приняли участие ученые из 7 стран – России, Белоруссии, Венгрии, Норвегии, Германии, Италии и США.

Нина Дмитриева, научный директор Академии Кантиана БФУ, прокомментировала научное событие в Калининграде:

— Кант смотрел на революцию с трех ракурсов. – Первый ракурс – всемирно-исторический. Революция – это свершившееся событие, которое никак нельзя элиминировать, нельзя изъять из мировой истории. Это событие можно и нужно анализировать. Второй ракурс – правовой. И с этой точки зрения, народ, по мнению философа, не имеет права на восстание. Эта цитата Канта вынесена в название нашей конференции.

А вот третий аспект проблемы – этический. Кант его выделяет и показывает, что в моральном отношении революция не должна восприниматься однозначно отрицательно. Кант считает, что народ, совершая восстание против неправового состояния, в котором оказалось государство, проявляет нравственные качества, способные потом стать условием для формирования справедливого государственного устройства.

Тамаш Краус, профессор Будапештского университета имени Лоранда Этвеша, кавалер российского Ордена дружбы:

— Я принял приглашение принять участие в этой конференции, потому что мне нравятся попытки глубже осмыслить революцию как явление, – говорит известный венгерский историк (доктор исторических наук). – Это очень важно, потому что сейчас по поводу революции появляется очень много поверхностных, политически мотивированных концепций.

Основная задача сейчас в том, чтобы суметь разделить в этом вопросе науку и политику.

Надеюсь, что в ходе конференции, которая является весьма представительным форумом, ученые из разных стран обменяются своими знаниями и смогут понять, каким образом классическая немецкая философия родила, по сути дела, марксизм и вообще – идею революции.

Доктор, доцент Университета Павии (Италия) Джузеппе Коспито – один из крупнейших в мире специалистов по Антонию Грамши, знаменитому теоретику марксизма, основателю Итальянской коммунистической партии:

— Я очень рад, что мне выпала возможность поговорить о Грамши на родине Иммануила Канта, – признался ученый. – Взгляды этих мыслителей в чем-то пересекаются. Например, Грамши, так же как и Кант, был против наивного реализма. Грамши, несмотря на то, что сам был марксистом, полагал, что марксизм-ленинизм в некоторых аспектах сделал шаг назад – к докантовской философии. В то же время он был убежден, что без Гегеля, без Канта никакого марксизма не было бы вообще.

Кандидат философских наук, доцент, заместитель декана по научной работе философского факультета МГУ, председатель Международного научного совета Академии Кантиана БФУ им Алексей Козырев:

— Кант как философ Просвещения ставил задачу просветить людей. И революция не мыслилась им как надлежащий способ для достижения этой цели. В отличие от некоторых французских философов эпохи Просвещения, он не считал, что людей можно привести к счастью насильно.

В своей работе “Ответ на вопрос: что такое просвещение?” он пишет, что революция может изменить общественный строй, уклад жизни, но революция не может достигнуть просвещения. Очень важно вспомнить об этом, когда мы отмечаем столетие революции.